Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения

Аналитический отчет

по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения

в географических границах балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации ОАО «КамышинТеплоЭнерго» от Камышинской ТЭЦ до теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей г. Камышина Волгоградской области.

 

А) Общие положения

Основание и цель исследования.

Основанием для анализа товарного рынка послужило поручение Председателя Комиссии Управления по рассмотрению дела №15-01-10-04/793 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ОАО «КамышинТеплоЭнерго».

Целями исследования являются:

– установление признаков наличия (отсутствия) доминирующего положения ОАО «КамышинТеплоЭнерго» на рынке услуг теплоснабжения в географических границах балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации ОАО «КамышинТеплоЭнерго» от Камышинской ТЭЦ до теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей г. Камышина Волгоградской области.

Анализ проведен на основании информации, имеющейся в материалах дела, а также представленной по запросу УФАС России по Волгоградской области организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность на указанном рынке, анализа законодательства, методических рекомендаций ФАС России.

Б) Временной интервал исследования:

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, в целях изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды.

Временной интервал определен – с 01.01.2014 г. по  30.06.2015 г.

 

В) Определение продуктовых границ товарного рынка:

Согласно п. 3.1. Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п.3.4. Порядка, предварительное определение товара проведено на основе анализа:

           -       нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

           -      условий договоров, заключенных в отношении товара.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Предметом договорных отношений между ОАО «Камышинтеплоэнерго» и абонентами является снабжение через присоединенную сеть тепловой энергией в соответствии с условиями договора, величинами и параметрами потребителя.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования предварительно товар определен как услуги по теплоснабжению.

Согласно п.3.5 Порядка при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались:

  • функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
  • применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
  • технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели;
  • качественные характеристики, в том числе вид, сорт;
  • цена.

Функциональное назначение товара, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства – обеспечение тепловой энергией теплопотребляющих установок покупателя с целью создания для потребителей благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности.

Качественные характеристики товара, в том числе термодинамические параметры теплоносителя устанавливаются договором (температурный график, режим потребления тепла).

Согласно договорам, заключенным в отношении исследуемого товара, тепловая энергия подается через присоединенную сеть. Для потребителя устанавливается размер разрешенной присоединенной тепловой нагрузки. Расчет за теплоснабжение производится на основании оформленного акта об отпуске тепловой энергии.

Исследуемый товар невозможно купить впрок. В связи с этим поставка осуществляется в количестве, необходимом покупателю для потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.

Исследуемый товар имеет сезонный характер, его производство и потребление происходит в течение отопительного сезона.

Тарифы на тепловую энергию, а также тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с положениями Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010г. №190-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" подлежат регулированию.

Органом государственного регулирования в Волгоградской области является Комитет тарифного регулирования Волгоградской области.

 

Определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно п. 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

В соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2014:

35.30.11 «Пар и горячая вода» включает в себя:

35.30.11.110 «Энергия тепловая, отпущенная электростанциями»

35.30.11.111 «Энергия тепловая, отпущенная тепловыми электроцентралями (ТЭЦ)»

5.30.11.112 «Энергия тепловая, отпущенная атомными электростанциями (АЭС)»

35.30.11.119 «Энергия тепловая, отпущенная прочими электростанциями»

35.30.11.120 «Энергия тепловая, отпущенная котельными»

35.30.11.130 «Энергия тепловая, отпущенная электрокотлами»

35.30.11.140 «Энергия тепловая, отпущенная промышленными утилизационными установками».

В классификационной группе ОК 029-2014 товары, способные заменить услуги по теплоснабжению отсутствуют.

В соответствии с п. 3.8. Порядка при выявлении взаимозаменяемых товаров используется тест гипотетического монополиста. Потребители товара указали, что продолжат приобретать услуги по теплоснабжению, несмотря на повышение цены.

Таким образом, в соответствии с разделом 3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, для целей настоящего анализа товарный рынок определен как услуги по теплоснабжению.

 

Г) Определение географических границ товарного рынка:

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

-    предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка.

Согласно п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:  

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Камышин — город областного подчинения, в центральной части Волгоградской области, административный центр Камышинского района. Население составляет 113 402 человек (на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год).  Общая площадь Камышина - 81 кв.км. Территориально город разделен на две части (новый и старый город) небольшой рекой Камышинка, впадающей в р. Волга.  Город является крупным, третьим по величине городом области. Город Камышин представляет собой вытянутую застройку на правом берегу р. Волги. Город плотно застроен в центральной части и разрежен на окраинах. К окраинам примыкают дачные поселки и гаражные кооперативы.

Промышленный комплекс г. Камышина насчитывает 23 крупных промышленных предприятия, 137 предприятий малого бизнеса и более 200 предпринимателей.

Основная цель деятельности предприятия ОАО «КамышинТеплоЭнерго» - обеспечение населения, предприятий и организаций всех форм собственности городского округа - город Камышин тепловой энергией и горячей водой.

     Потребителями тепловой энергией и горячей воды являются 841 жилой дом, 18 школ, 30 дошкольных учреждений, 27 учебных заведений, 30 объектов здравоохранения и более 600 прочих организаций и предприятий города.

 

 Цена на услуги по теплоснабжению (тепловая энергия, передача тепловой энергии) является регулируемой.

На основании п.21 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

Граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем теплоснабжения между их владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды.

Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.

Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок.

В п. 31 письма ФСТ России от 18.02.2005 № СН-570/14 указано, что отпущенная тепловая энергия - это тепловая энергия, отпущенная потребителю тепловой энергии (потребителям) на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности).

Исходя из вышесказанного, границы товарного рынка предварительно определены как границы балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) тепловых сетей теплоснабжающей организации и теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя.

Выявление условий обращения товара, ограничивающих возможности приобретения товара приобретателем.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Услуга теплоснабжения осуществляется только через присоединенные тепловые сети. Организационно-транспортные схемы приобретения товара определены границами балансовой принадлежности тепловых сетей поставщика тепловой энергии и тепловых сетей потребителя услуг по теплоснабжению.

Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с п.4.5. определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В г. Камышине большинство объектов, имеющих централизованные системы отопления и горячего водоснабжения, подключены к тепловым сетям, принадлежащим ОАО «КамышинТеплоЭнерго».

              Постановлением Администрации городского округа – город Камышин № 3200-п от 31.12.2013 г. ОАО «КамышинТеплоЭнерго» присвоен статус единой теплоснабжающей организации системы теплоснабжения г. Камышина. Организация на праве собственности владеет 11 источниками тепловой энергии с установленной мощностью - 54,306 Гкал/час и тепловыми сетями емкостью – 10715,38 м3. Зона действия централизованного теплоснабжения ОАО «КамышинТеплоЭнерго» распространяется на  «новую» (Центральный, Северо-Западный районы) и  «старую» части города.

 ОАО «КамышинТеплоЭнерго» вырабатывает тепло на собственных 11 котельных, из них 8 котельных («Бухта», «ЦРБ-1», «Исполком», «ППБ», «Пл. Радищева», «Техникум», «Хвалынская», «Школа-10») работают только в отопительный сезон и 3 котельные («28 квартал», «Баня-1», «Черная гряда») работают круглогодично, в межотопительный сезон для нужд горячего водоснабжения.

В соответствии с Приложением 4 к договору №1802П от 25 декабря 2014 г. теплоснабжение объекта по адресу г. Камышин, ул. Юбилейная, д.8А производится по тепловым магистралям от Камышинской ТЭЦ.

Учитывая изложенное, географическими границами рынка будут считаться границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

Так, с учетом методических рекомендаций ФАС России, существующих организационно-транспортных схем приобретения товара и возможности перемещения товара к потребителю, географическими границами исследуемого товарного рынка являются  границы балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации ОАО «КамышинТеплоЭнерго» от Камышинской ТЭЦ до теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей г. Камышина Волгоградской области.

 Д) Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, включены субъекты, реализующие в исследуемых границах рассматриваемый товар в период с 01.01.2013 г. по  31.03.2015 г.

Определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом товарном рынке:

- ОАО «КамышинТеплоЭнерго» 403893, Волгоградская обл., г.Камышин, ул.Комсомольская, д.47а.

Таким образом, количество выявленных хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги теплоснабжения в указанных географических границах составляет одна организация.         

Количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным, так как выполнены условия  п. 5.2. Порядка.

 

 Е) Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Поскольку ОАО «КамышинТеплоЭнерго» является единственным продавцом на рассматриваемом товарном рынке в определенных географических границах, то его доля на рынке за период с 01.01.2014 г. по  30.06.2015 г. составляет 100%.

 

Ж) Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка используются показатели: коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации (п. 7.1 Порядка).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) за исследуемые периоды составляют:

 

2013

2014

январь-март 2015 г.

CR

100%

100%

100%

HHI

10000

10000

10000

В соответствии с п.7.2. Порядка при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000 уровень концентрации товарного рынка является высоким.

Определение уровня концентрации

2013г.

2014 г.

январь-март 2015 г.

70% <= 100%  <= 100%

2000 <=10000 <= 10000

Высокий уровень концентрации

70% <= 100%  <= 100%

2000 <= 10000 <= 10000

Высокий уровень концентрации

70% <= 100%  <= 100%

2000 <= 10000 <= 10000

Высокий уровень концентрации

 

З) Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка №220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Участники рынка сообщили о следующих барьерах входа на рынок:

а) административные барьеры:

- требования, предъявляемые органами власти в рамках государственного регулирования деятельности по реализации тепловой энергии;

- необходимость удовлетворения определенного спроса на товар;

- условия лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов (газовые котельные);

- большая длительность процедуры утверждения тарифа;

б) экономические барьеры:

- отсутствие оплаты за потребленную тепловую энергию;

- денежные затраты на приобретение активов.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

Ж) Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В соответствии с п.9.1. Порядка оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает:

а) заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок;

На основании рассчитанных показателей уровня концентрации рассматриваемого товарного рынка, данный рынок отнесен к рынку с высоким уровнем концентрации. С учетом наличия барьеров входа на рынок и их трудной преодолимости  можно сделать заключение, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

Вывод

  1. Полученные коэффициенты рыночной концентрации свидетельствуют о высокой концентрации  на рынке оказания услуг теплоснабжения в географических границах балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации ОАО «КамышинТеплоЭнерго» от Камышинской ТЭЦ до теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей г. Камышина Волгоградской области;
  2. В отношении хозяйствующего субъекта ОАО «КамышинТеплоЭнерго»  на рынке оказания услуг теплоснабжения в географических границах балансовой принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации ОАО «КамышинТеплоЭнерго» от Камышинской ТЭЦ до теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей г. Камышина Волгоградской области выявлены  признаки наличия доминирующего положения. Доля Общества в выделенных географических границах по итогам 01.01.2013 г. -  31.03.2015 г. составила 100%  соответственно.

Источники исходной информации:

-  Федеральный закон от 26.06.2007г.№135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок);

-  Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";

- Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

- Методические рекомендации ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению;

- Письмо ФСТ России от 18.02.2005 № СН-570/14;

- материалы дела №15-01-10-04/793;

- аналитический отчет №397 от 29.05.2015 по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению за 2013-2014г;

-информация, полученная от хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке.