• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Об отказе в удовлетворении требования ЗАО «Банк Русский Стандарт» о признании незаконными решения УФАС по Волгоградской области от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13

Номер дела: А12- 14687/2013
Дата публикации: 19 августа 2013, 18:00

РЕШЕНИЕ

 

г. Волгоград                                                                                                     

«19» августа 2013 года                                                                           Дело № А12- 14687/2013

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 19.08.2013 г.

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего  судьи   Романова С.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению  закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области         (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)

о признании решения незаконным

от заинтересованного лица: закрытое акционерное общество «Пи Эйч Ди»

 

при  участии  в  судебном  заседании:

от заявителя – Сорокин А.А., доверенность от 17.10.2012 г.

от ответчика – Алимова Е.В., доверенность   от 09.01.2013 г.

от  заинтересованного лиц лица – не явился, извещен

 

 

 

         Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (далее – ЗАО «Банк Русский Стандарт») обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением,  в котором просит признать незаконными  решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС) от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13.

         В обоснование  требований заявитель указал на недоказанность УФАС нарушения положений  п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

(далее - Закон № 38-ФЗ).

         Антимонопольный орган  просит отказать в удовлетворении заявленных требований  в связи с законностью и обоснованностью выводов, изложенных в оспариваемых актах по основаниям, приведенным в отзыве.

         ЗАО «Пи Эйч Ди», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица представителя  в судебное заседание не направило, о дате и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

         Изучив представленные документы, заслушав  объяснения лиц, участвующих в деле,  суд

                                                               

 

                                                                У С Т А Н О В И Л:

 

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки, УФАС по Волгоградской области выявлен факт  размещения 12.05.2012 г. ЗАО «Банк Русский Стандарт» наружной рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, ст. 9, ч. 1 ст. 28  Закона № 38-ФЗ.

         На основании этого, антимонопольный орган  вынес решение по делу от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13 которым:

1.             Реклама «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас! Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8 800 200 6 208», размещавшаяся на наружных рекламных конструкциях в период с 01.05.2012 по 31.05.2012 на территории Российской Федерации в том числе в г. Волгограде, признана ненадлежащей, нарушающей требования    ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе».

2.             ЗАО «Банк Русский Стандарт» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.             ЗАО «Пи Эйч Ди» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.             Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Волгоградского                  УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении,

         Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении,                                    ЗАО «Банк Русский Стандарт» обратилось в суд с настоящей жалобой.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

         В соответствии с ч. 2 ст. 65, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, в предмет доказывания и исследования по настоящему делу подлежат включению обстоятельства соответствия (несоответствия)  оспариваемых решения,  предписания и нарушения прав и интересов  заявителя.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от                            26.07.2006 г.  № 135-Ф3 «О защите конкуренции» № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-Ф3) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.

Как предусмотрено «Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утвержденным Банком России 24.12.2004 г. № 266-П),  кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств  физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация вправе осуществлять, помимо указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

В частности, ст. 1473 ГК РФ закрепила следующие положения:

1.          Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2.      Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3.     Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Указанные положения конкретизированы Федеральным законом  от 26.12.1995 г.                       № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 4 которого предусмотрено, что полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Подпунктом  1 статьи  3 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как предусмотрено ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ,  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно  ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ,  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со ст. 9 названного Закона в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1)  сроки проведения такого мероприятия;

2)      источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем,  вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Как следует из оспариваемого решения, в мае 2012 г. установлен факт размещения наружной рекламы на рекламных щитах с указанием принадлежности «News ООО «Апр-сити/ТВД» следующего содержания: «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!». Текст выполнен светлым по цвету шрифтом (белый и светло - оранжевый) на ярком красном фоне. Далее по тексту рекламы белым по цвету шрифтом поверх чёрного узора на красном фоне указано «Русский Стандарт банк www.rsb.ru                        8 800 200 6 208». Под последней надписью значительно более мелким шрифтом, выполненным черным цветом на красном фоне, содержится информация: «ЗАО «Банк Русский стандарт». Генеральная лицензия Банка России № 2289, выдана бессрочно 19 июля 2001 года. Организатор акции «Призы твоей мечты» - ООО «Гринфокс АГ». Акция проводится с 9 апреля 2012 года по 31 мая 2012 года для клиентов-держателей кредитных карт Банка Русский Стандарт (с учетом ограничений, указанных в Правилах акции «Призы твоей мечты»). Период выдачи призов - с 3 августа 2012 года по 15 сентября 2012 года. Количество призов ограничено. С подробными Правилами акции «Призы твоей мечты!», сроками, местом, количеством и порядком выдачи призов можно ознакомиться на сайте www.rsb.ru или по телефону Банка Русский Стандарт 8 800 200 6 208».

Указанная реклама размещена на рекламном щите, стоящем у автомобильной дороги и обращена к участникам дорожного движения, направляющимся в центр г. Волгоград со стороны Больничного комплекса.

В рассматриваемом случае,  согласно Устава,  полное официальное наименование на русском языке читается как - Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт», сокращенное наименование - ЗАО «Банк Русский Стандарт». Лицензия на осуществление банковских операций № 2289 от 19.07.2001 г. Юридический адрес: 105187, г. Москва,                  ул. Ткацкая, д. 36.

В рекламе ЗАО «Банк Русский Стандарт» содержится в доступной для потребителя форме (с учетом размера шрифта и используемых цветов - белым цветом на красном фоне) только указание на «Русский Стандарт Банк», не являющееся официальным наименованием самой кредитной организации.

Сведения «ЗАО «Банк Русский Стандарт» представлены в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным цветом значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Кроме того, в рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия («Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!»).

Согласно п. 3.1  агентского договора № ГФ-2 от 10.04.2012 г., заключенного между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Гринфокс АГ»,  в акции «Призы твоей мечты!» принимают участие держатели карт, выпущенных банком в рамках платежной системы                   (п. 2.1.5), для которых выполняется условие о том, что в течение срока проведения акции между банком и держателем карты имелся действующий договор.

Вместе с тем, необходимые сведения, предусмотренные ст. 9 Закона № 38-ФЗ выполнены также, в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным по цвету значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Таким образом, наименование кредитной организации ЗАО «Банк Русский Стандарт», а также сроки проведения акции и информация об источнике получения информации, касающейся ее проведения, размещенные мелким шрифтом на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по ул. Симонова г. Волгограда в сторону движения к Больничному комплексу, является недоступной для потребителей вследствии  мелкого размера шрифта, сочетания цвета фона и цвета шрифта, а также ограниченного времени считывания указанной информации из проезжающего по отдаленной от рекламной конструкции полосе движения транспорта, в связи с чем, потребитель фактически не  может получить предусмотренную законом информацию.

Указанные обстоятельства подтверждены актом мониторинга № 52-р от 26.05.2012 г., составленным представителями антимонопольного органа.

Распространение рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующего мероприятия направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться соответствующими услугами банка. Вследствие этого существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г.                    № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 Закона № 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В рассматриваемом случае,  привлекательная информация для потребителей («ВЫИГРАЙ КВАРТИРУ В МОСКВЕ и другие призы. Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!») выполнены контрастным по отношению к общему фону цветом, крупным по размеру шрифтом, в отличной от основной цветовой гамме и  размере, делающих текст предупредительной надписи нечитаемой, что не соответствует требованиям ст. 9 и ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

В случае,  если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (ч. 7 ст. 5 Закона                     № 38-ФЗ.

В соответствии с подп. 5, 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с договором                                        № BRS-PHD/03-12 от 27.03.2012 г., заключенным  между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ЗАО «Пи Эйч Ди» (агент), последнее является рекламораспространителем указанного рекламного послания.  

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В рассматриваемом  случае, суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении банком  требований ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

По приведенным выше причинам несостоятельными являются доводы заявителя, указанные в качестве основания для удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения.

         Руководствуясь ст.  ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд      

Р Е Ш И Л :

     

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630) о признании незаконными  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от              14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13, отказать.

         Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области. 

stdClass Object ( [vid] => 9407 [uid] => 5 [title] => Об отказе в удовлетворении требования ЗАО «Банк Русский Стандарт» о признании незаконными решения УФАС по Волгоградской области от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9407 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377612148 [changed] => 1377612148 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377612148 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Волгоград                                                                                                     

«19» августа 2013 года                                                                           Дело № А12- 14687/2013

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 19.08.2013 г.

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего  судьи   Романова С.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению  закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области         (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)

о признании решения незаконным

от заинтересованного лица: закрытое акционерное общество «Пи Эйч Ди»

 

при  участии  в  судебном  заседании:

от заявителя – Сорокин А.А., доверенность от 17.10.2012 г.

от ответчика – Алимова Е.В., доверенность   от 09.01.2013 г.

от  заинтересованного лиц лица – не явился, извещен

 

 

 

         Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (далее – ЗАО «Банк Русский Стандарт») обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением,  в котором просит признать незаконными  решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС) от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13.

         В обоснование  требований заявитель указал на недоказанность УФАС нарушения положений  п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

(далее - Закон № 38-ФЗ).

         Антимонопольный орган  просит отказать в удовлетворении заявленных требований  в связи с законностью и обоснованностью выводов, изложенных в оспариваемых актах по основаниям, приведенным в отзыве.

         ЗАО «Пи Эйч Ди», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица представителя  в судебное заседание не направило, о дате и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

         Изучив представленные документы, заслушав  объяснения лиц, участвующих в деле,  суд

                                                               

 

                                                                У С Т А Н О В И Л:

 

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки, УФАС по Волгоградской области выявлен факт  размещения 12.05.2012 г. ЗАО «Банк Русский Стандарт» наружной рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, ст. 9, ч. 1 ст. 28  Закона № 38-ФЗ.

         На основании этого, антимонопольный орган  вынес решение по делу от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13 которым:

1.             Реклама «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас! Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8 800 200 6 208», размещавшаяся на наружных рекламных конструкциях в период с 01.05.2012 по 31.05.2012 на территории Российской Федерации в том числе в г. Волгограде, признана ненадлежащей, нарушающей требования    ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе».

2.             ЗАО «Банк Русский Стандарт» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.             ЗАО «Пи Эйч Ди» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.             Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Волгоградского                  УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении,

         Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении,                                    ЗАО «Банк Русский Стандарт» обратилось в суд с настоящей жалобой.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

         В соответствии с ч. 2 ст. 65, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, в предмет доказывания и исследования по настоящему делу подлежат включению обстоятельства соответствия (несоответствия)  оспариваемых решения,  предписания и нарушения прав и интересов  заявителя.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от                            26.07.2006 г.  № 135-Ф3 «О защите конкуренции» № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-Ф3) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.

Как предусмотрено «Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утвержденным Банком России 24.12.2004 г. № 266-П),  кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств  физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация вправе осуществлять, помимо указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

В частности, ст. 1473 ГК РФ закрепила следующие положения:

1.          Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2.      Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3.     Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Указанные положения конкретизированы Федеральным законом  от 26.12.1995 г.                       № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 4 которого предусмотрено, что полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Подпунктом  1 статьи  3 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как предусмотрено ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ,  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно  ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ,  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со ст. 9 названного Закона в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1)  сроки проведения такого мероприятия;

2)      источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем,  вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Как следует из оспариваемого решения, в мае 2012 г. установлен факт размещения наружной рекламы на рекламных щитах с указанием принадлежности «News ООО «Апр-сити/ТВД» следующего содержания: «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!». Текст выполнен светлым по цвету шрифтом (белый и светло - оранжевый) на ярком красном фоне. Далее по тексту рекламы белым по цвету шрифтом поверх чёрного узора на красном фоне указано «Русский Стандарт банк www.rsb.ru                        8 800 200 6 208». Под последней надписью значительно более мелким шрифтом, выполненным черным цветом на красном фоне, содержится информация: «ЗАО «Банк Русский стандарт». Генеральная лицензия Банка России № 2289, выдана бессрочно 19 июля 2001 года. Организатор акции «Призы твоей мечты» - ООО «Гринфокс АГ». Акция проводится с 9 апреля 2012 года по 31 мая 2012 года для клиентов-держателей кредитных карт Банка Русский Стандарт (с учетом ограничений, указанных в Правилах акции «Призы твоей мечты»). Период выдачи призов - с 3 августа 2012 года по 15 сентября 2012 года. Количество призов ограничено. С подробными Правилами акции «Призы твоей мечты!», сроками, местом, количеством и порядком выдачи призов можно ознакомиться на сайте www.rsb.ru или по телефону Банка Русский Стандарт 8 800 200 6 208».

Указанная реклама размещена на рекламном щите, стоящем у автомобильной дороги и обращена к участникам дорожного движения, направляющимся в центр г. Волгоград со стороны Больничного комплекса.

В рассматриваемом случае,  согласно Устава,  полное официальное наименование на русском языке читается как - Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт», сокращенное наименование - ЗАО «Банк Русский Стандарт». Лицензия на осуществление банковских операций № 2289 от 19.07.2001 г. Юридический адрес: 105187, г. Москва,                  ул. Ткацкая, д. 36.

В рекламе ЗАО «Банк Русский Стандарт» содержится в доступной для потребителя форме (с учетом размера шрифта и используемых цветов - белым цветом на красном фоне) только указание на «Русский Стандарт Банк», не являющееся официальным наименованием самой кредитной организации.

Сведения «ЗАО «Банк Русский Стандарт» представлены в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным цветом значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Кроме того, в рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия («Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!»).

Согласно п. 3.1  агентского договора № ГФ-2 от 10.04.2012 г., заключенного между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Гринфокс АГ»,  в акции «Призы твоей мечты!» принимают участие держатели карт, выпущенных банком в рамках платежной системы                   (п. 2.1.5), для которых выполняется условие о том, что в течение срока проведения акции между банком и держателем карты имелся действующий договор.

Вместе с тем, необходимые сведения, предусмотренные ст. 9 Закона № 38-ФЗ выполнены также, в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным по цвету значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Таким образом, наименование кредитной организации ЗАО «Банк Русский Стандарт», а также сроки проведения акции и информация об источнике получения информации, касающейся ее проведения, размещенные мелким шрифтом на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по ул. Симонова г. Волгограда в сторону движения к Больничному комплексу, является недоступной для потребителей вследствии  мелкого размера шрифта, сочетания цвета фона и цвета шрифта, а также ограниченного времени считывания указанной информации из проезжающего по отдаленной от рекламной конструкции полосе движения транспорта, в связи с чем, потребитель фактически не  может получить предусмотренную законом информацию.

Указанные обстоятельства подтверждены актом мониторинга № 52-р от 26.05.2012 г., составленным представителями антимонопольного органа.

Распространение рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующего мероприятия направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться соответствующими услугами банка. Вследствие этого существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г.                    № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 Закона № 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В рассматриваемом случае,  привлекательная информация для потребителей («ВЫИГРАЙ КВАРТИРУ В МОСКВЕ и другие призы. Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!») выполнены контрастным по отношению к общему фону цветом, крупным по размеру шрифтом, в отличной от основной цветовой гамме и  размере, делающих текст предупредительной надписи нечитаемой, что не соответствует требованиям ст. 9 и ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

В случае,  если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (ч. 7 ст. 5 Закона                     № 38-ФЗ.

В соответствии с подп. 5, 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с договором                                        № BRS-PHD/03-12 от 27.03.2012 г., заключенным  между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ЗАО «Пи Эйч Ди» (агент), последнее является рекламораспространителем указанного рекламного послания.  

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В рассматриваемом  случае, суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении банком  требований ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

По приведенным выше причинам несостоятельными являются доводы заявителя, указанные в качестве основания для удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения.

         Руководствуясь ст.  ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд      

Р Е Ш И Л :

     

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630) о признании незаконными  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от              14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13, отказать.

         Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Волгоград                                                                                                     

«19» августа 2013 года                                                                           Дело № А12- 14687/2013

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 19.08.2013 г.

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего  судьи   Романова С.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению  закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области         (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)

о признании решения незаконным

от заинтересованного лица: закрытое акционерное общество «Пи Эйч Ди»

 

при  участии  в  судебном  заседании:

от заявителя – Сорокин А.А., доверенность от 17.10.2012 г.

от ответчика – Алимова Е.В., доверенность   от 09.01.2013 г.

от  заинтересованного лиц лица – не явился, извещен

 

 

 

         Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (далее – ЗАО «Банк Русский Стандарт») обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением,  в котором просит признать незаконными  решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС) от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13.

         В обоснование  требований заявитель указал на недоказанность УФАС нарушения положений  п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

(далее - Закон № 38-ФЗ).

         Антимонопольный орган  просит отказать в удовлетворении заявленных требований  в связи с законностью и обоснованностью выводов, изложенных в оспариваемых актах по основаниям, приведенным в отзыве.

         ЗАО «Пи Эйч Ди», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица представителя  в судебное заседание не направило, о дате и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

         Изучив представленные документы, заслушав  объяснения лиц, участвующих в деле,  суд

                                                               

 

                                                                У С Т А Н О В И Л:

 

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки, УФАС по Волгоградской области выявлен факт  размещения 12.05.2012 г. ЗАО «Банк Русский Стандарт» наружной рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, ст. 9, ч. 1 ст. 28  Закона № 38-ФЗ.

         На основании этого, антимонопольный орган  вынес решение по делу от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13 которым:

1.             Реклама «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас! Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8 800 200 6 208», размещавшаяся на наружных рекламных конструкциях в период с 01.05.2012 по 31.05.2012 на территории Российской Федерации в том числе в г. Волгограде, признана ненадлежащей, нарушающей требования    ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе».

2.             ЗАО «Банк Русский Стандарт» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.             ЗАО «Пи Эйч Ди» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.             Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Волгоградского                  УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении,

         Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении,                                    ЗАО «Банк Русский Стандарт» обратилось в суд с настоящей жалобой.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

         В соответствии с ч. 2 ст. 65, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, в предмет доказывания и исследования по настоящему делу подлежат включению обстоятельства соответствия (несоответствия)  оспариваемых решения,  предписания и нарушения прав и интересов  заявителя.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от                            26.07.2006 г.  № 135-Ф3 «О защите конкуренции» № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-Ф3) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.

Как предусмотрено «Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утвержденным Банком России 24.12.2004 г. № 266-П),  кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств  физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация вправе осуществлять, помимо указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

В частности, ст. 1473 ГК РФ закрепила следующие положения:

1.          Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2.      Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3.     Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Указанные положения конкретизированы Федеральным законом  от 26.12.1995 г.                       № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 4 которого предусмотрено, что полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Подпунктом  1 статьи  3 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как предусмотрено ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ,  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно  ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ,  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со ст. 9 названного Закона в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1)  сроки проведения такого мероприятия;

2)      источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем,  вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Как следует из оспариваемого решения, в мае 2012 г. установлен факт размещения наружной рекламы на рекламных щитах с указанием принадлежности «News ООО «Апр-сити/ТВД» следующего содержания: «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!». Текст выполнен светлым по цвету шрифтом (белый и светло - оранжевый) на ярком красном фоне. Далее по тексту рекламы белым по цвету шрифтом поверх чёрного узора на красном фоне указано «Русский Стандарт банк www.rsb.ru                        8 800 200 6 208». Под последней надписью значительно более мелким шрифтом, выполненным черным цветом на красном фоне, содержится информация: «ЗАО «Банк Русский стандарт». Генеральная лицензия Банка России № 2289, выдана бессрочно 19 июля 2001 года. Организатор акции «Призы твоей мечты» - ООО «Гринфокс АГ». Акция проводится с 9 апреля 2012 года по 31 мая 2012 года для клиентов-держателей кредитных карт Банка Русский Стандарт (с учетом ограничений, указанных в Правилах акции «Призы твоей мечты»). Период выдачи призов - с 3 августа 2012 года по 15 сентября 2012 года. Количество призов ограничено. С подробными Правилами акции «Призы твоей мечты!», сроками, местом, количеством и порядком выдачи призов можно ознакомиться на сайте www.rsb.ru или по телефону Банка Русский Стандарт 8 800 200 6 208».

Указанная реклама размещена на рекламном щите, стоящем у автомобильной дороги и обращена к участникам дорожного движения, направляющимся в центр г. Волгоград со стороны Больничного комплекса.

В рассматриваемом случае,  согласно Устава,  полное официальное наименование на русском языке читается как - Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт», сокращенное наименование - ЗАО «Банк Русский Стандарт». Лицензия на осуществление банковских операций № 2289 от 19.07.2001 г. Юридический адрес: 105187, г. Москва,                  ул. Ткацкая, д. 36.

В рекламе ЗАО «Банк Русский Стандарт» содержится в доступной для потребителя форме (с учетом размера шрифта и используемых цветов - белым цветом на красном фоне) только указание на «Русский Стандарт Банк», не являющееся официальным наименованием самой кредитной организации.

Сведения «ЗАО «Банк Русский Стандарт» представлены в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным цветом значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Кроме того, в рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия («Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!»).

Согласно п. 3.1  агентского договора № ГФ-2 от 10.04.2012 г., заключенного между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Гринфокс АГ»,  в акции «Призы твоей мечты!» принимают участие держатели карт, выпущенных банком в рамках платежной системы                   (п. 2.1.5), для которых выполняется условие о том, что в течение срока проведения акции между банком и держателем карты имелся действующий договор.

Вместе с тем, необходимые сведения, предусмотренные ст. 9 Закона № 38-ФЗ выполнены также, в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным по цвету значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Таким образом, наименование кредитной организации ЗАО «Банк Русский Стандарт», а также сроки проведения акции и информация об источнике получения информации, касающейся ее проведения, размещенные мелким шрифтом на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по ул. Симонова г. Волгограда в сторону движения к Больничному комплексу, является недоступной для потребителей вследствии  мелкого размера шрифта, сочетания цвета фона и цвета шрифта, а также ограниченного времени считывания указанной информации из проезжающего по отдаленной от рекламной конструкции полосе движения транспорта, в связи с чем, потребитель фактически не  может получить предусмотренную законом информацию.

Указанные обстоятельства подтверждены актом мониторинга № 52-р от 26.05.2012 г., составленным представителями антимонопольного органа.

Распространение рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующего мероприятия направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться соответствующими услугами банка. Вследствие этого существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г.                    № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 Закона № 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В рассматриваемом случае,  привлекательная информация для потребителей («ВЫИГРАЙ КВАРТИРУ В МОСКВЕ и другие призы. Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!») выполнены контрастным по отношению к общему фону цветом, крупным по размеру шрифтом, в отличной от основной цветовой гамме и  размере, делающих текст предупредительной надписи нечитаемой, что не соответствует требованиям ст. 9 и ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

В случае,  если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (ч. 7 ст. 5 Закона                     № 38-ФЗ.

В соответствии с подп. 5, 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с договором                                        № BRS-PHD/03-12 от 27.03.2012 г., заключенным  между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ЗАО «Пи Эйч Ди» (агент), последнее является рекламораспространителем указанного рекламного послания.  

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В рассматриваемом  случае, суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении банком  требований ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

По приведенным выше причинам несостоятельными являются доводы заявителя, указанные в качестве основания для удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения.

         Руководствуясь ст.  ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд      

Р Е Ш И Л :

     

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630) о признании незаконными  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от              14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13, отказать.

         Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А12- 14687/2013 [format] => [safe_value] => А12- 14687/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-19 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-19 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377612148 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )