Об оставлении решения арбитражного суда Волгоградской области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Урюпинский элеватор» - без удовлетворения

Номер дела: А12-2541/2013
Дата публикации: 29 июля 2013, 13:39

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-2541/2013

 

 

29 июля 2013 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена «25» июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «29» июля 2013 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сопрун Е.С.,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» - Клокова Н.А., по доверенности от 09.01.2013г., Перегудова Т.С., по доверенности от 09.01.2013г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор», ОГРН 1023405762599, ИНН 3438000345 (г. Урюпинск Волгоградской области)

на решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 (судья Пономарев А.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор», ОГРН 1023405762599, ИНН 3438000345 (г. Урюпинск Волгоградской области)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ОГРН 102340346596, ИНН 3444051210 (г. Волгоград)

о признании недействительным отказа об исключении из реестра,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Урюпинский элеватор» (далее – ОАО «Урюпинский элеватор», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ( далее – УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) в исключении открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, обязать УФАС по волгоградской области исключить сведения об открытом акционерном обществе «Урюпинский элеватор» из соответствующего реестра.

Решением Арбитражного суда Волгоградской  области от 08.05.2013 по делу № А12-2541/2013 в удовлетворении заявления ОАО «Урюпинский элеватор» отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Урюпинский элеватор»  обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

УФАС по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29.05.2012 ОАО «Урюпинский элеватор» обратилось в УФАС по Волгоградской области с заявлением об исключении общества из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.

В рамках рассмотрения заявления антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хранения зерна для сельхозпроизводителей за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. По итогам анализа составлен аналитический отчет от 12.11.2012 №918, из которого следует:

- доля ОАО «Урюпинский элеватор» в границах Урипинского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 71,6 %;

- доля ОАО «Урюпинский элеватор» в границах Нехаевского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 50,9 %.

На основании данных аналитического отчета антимонопольный орган отказал заявителям в исключении сведений об ОАО «Урюпинский элеватор» из Реестра хозяйствующих субъектов и приказом от 12.11.2012 №725/34 внес изменения в данный Реестр в части продуктовых и географических границ рынков, а также доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках.

Полагая, что данные действия антимонопольного органа являются незаконными и нарушающими права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО «Урюпинский элеватор» обратилось с вышеназванным заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт включения общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Согласно пп. «а» п.8 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).

Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896.

В соответствии с п. 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра являются:

а)        аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил;

б)        заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

           в)         решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.
            В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3  «О защите конкуренции» приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции включает следующие этапы:

а)         определение временного интервала исследования товарного рынка;

б)        определение продуктовых границ товарного рынка;

в)         определение географических границ товарного рынка;

г)         определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д)        расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Заявитель  в своей апелляционной жалобе указывает на то, что ОАО «Урюпинский элеватор» осталось в Реестре в границах Урюпинского района Волгоградской области на основании прежних приказов Волгоградского УФАС.

Данный довод судебная коллегия отклоняет на основании следующего.

Согласно проведенному анализу, расчет объема товарного рынка в границах Урюпинского района и долей хозяйствующих субъектов на рынке за исследуемый период составляет:

ОАО «Хлебная база Поворино»    112тонн -     0,7%

ОАО «Кардаильский мукомольный завод»       521тонн       3,3%

ОАО «Урюпинский элеватор»      11 143тонн   71,6%

ООО «Первомайский КХП»        3 792           24,4%

Объем рынка 15 568 тонн 100,0%

Таким образом, доля ОАО «Урюпинский элеватор» на товарном рынке составила 71,6%. Учитывая тот факт, что ОАО «Урюпинский элеватор» на момент проведения исследования уже состояло в Реестре в границах Урюпинского района по товару «хранение зерна» с долей более 50%, Управлением было принято решение об изменении информации, содержащейся в реестре. Согласно аналитическому отчету продуктовые границы были изменены с «хранение зерна» на «хранение зерна для сельхозпроизводителей».

В соответствии с п. 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Суд первой инстанции верно указал, что наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

Судебная коллегия считает, что целью исследования явилось исполнение полномочий по ведению Реестра предусмотренного п.п. «а» п.8 ч.1 ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» в рамках рассмотрения заявления ОАО «Урюпинский элеватор» об исключении из реестра. В соответствии с этим временной интервал исследования определен с 01.01.2010 по 31.12.2011 года.

В соответствии с п. 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

-          предварительное определение товара;

-          выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-          определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно п. 3.4 Порядка предварительное определение товара проводится на основе:

а)        условий договора, заключенного в отношении товара;

б)        разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в)        нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г)         общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов
экономической деятельности;

д)        товарных словарей или справочников товароведов;

е)        заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей

сфере;

ж)        иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
Волгоградским УФАС был выбран способ предварительного определения

товара на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В п.3.3 Порядка указано, что мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Группы покупателей различаются:

-          по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);

-                     по месту приобретения товара;

-                     по предъявляемым к товару требованиям;

-                     по особенностям поведения на товарном рынке;

-                     по другим признакам.

Разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.

Согласно п. 3.3 Порядка в зависимости от особенностей поведения на рынке можно выделить три группы покупателей услуг хранения зерна:

1)                Сельхозпроизводители - юридические и физические лица осуществляющие выращивание зерна. В связи с целью потребления услуги хранения зерна и высокими транспортными издержками сельхозпроизводители не транспортируют зерно на большие расстояния.

2)                Зерновые трейдеры (перекупщики) - хозяйствующие субъекты, осуществляющие закупки зерна, у сельхозпроизводителей и иных хозяйствующих субъектов для последующей перепродажи, в том числе путем формировании крупных партий зерна на экспорт. Особенностью поведения на рынке перекупщиков является возможность транспортировка зерна на значительные расстояния (межрегиональный уровень).

з)        ОАО «Объединенная зерновая компания» является государственным агентом при проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна, главная цель которых поддержать отечественных сельхозпроизводителей и повысить их конкурентоспособность.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что размер платы за услуги по хранению сельскохозяйственной продукции определяется ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с
Федеральной службой по тарифам.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенного анализа выявлен факт установления продавцами товара (ОАО «Урюпинский элеватор», ОАО «Алексиковский элеватор», ОАО «Панфиловский элеватор», ООО «СП-Бузулук») различных тарифов для разных групп покупателей.

В данном исследовании анализируется поведение группы покупателей «сельхозпроизводители».

Согласно п. 3.6 Порядка Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

-          экспертных оценок;

-          анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Рассматриваемый вид услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности 63.12.3 Хранение и складирование зерна. Входит в группу 63.12 - Хранение и складирование. В данной группе отсутствуют товары способные заменить услуги по хранению и складированию зерна.

В соответствии с ст. 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В проведенном исследовании товаром является услуга по хранению зерна для сельхозпроизводителей.

П. 6.1 Порядка определено, что основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции. Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем осуществлено на основе информации об объемах зерна, принятого на хранение от сельхозпроизводителей, т.е. учитываются фактически оказанные услуги. Валовой сбор зерна лишь косвенно влияет на объем потребления товара.

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

-          предварительное определение географических границ товарного рынка;

-          выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В ходе ранее проведенного опроса покупателей услуг хранения зерна для сельхозпроизводителей (запрос от 30.03.2011г. №05-15/1984) Волгоградское УФАС пришло к выводу, что большая часть покупателей осуществляет транспортировку зерна от пункта его отгрузки до места хранения на расстояние, не превышающее 70 км. Опрос показал, что даже при повышении цены товара на 5 - 10% в радиусе 70 км. от места отгрузки зерна на длительное время, при сохранении прежней цены за пределами семидесятикилометрового радиуса, предприятия продолжат покупать товар по повысившейся цене. Это говорит о том, что повышение транспортных издержек является более значительным для потребителей, чем повышение цены услуги.

Суд первой инстанции верно указал, что  в Строительных нормах и правилах предприятий, зданий и сооружений по хранению и переработке зерна (СНиП 2.10.05-85) в п. 1.2 указано, что размещение предприятий (зернохранилищ) должно обеспечивать минимальное расстояние перевозок сырья и готовой продукции, в том числе приближение зернохранилищ к местам производства зерна. Согласно целевой программе ведомства "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания", на 2010 - 2012 годы" утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.12.2010 №434 - суммарные затраты на перемещение зерна на территории РФ в настоящее время одни из самых высоких в мире.

На основе имеющейся информации и с учетом цели исследования, а также сложившихся хозяйственных связей, минимальных транспортных затрат, легкостью доступа покупателя к продавцу географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей   определены   как   локальные,   в   административных   границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области.

В соответствии с п. 4.5 Порядка и с учетом цели исследования, определение географических границ товарного рынка осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

На момент проведения анализа ОАО «Урюпинский элеватор» состоит в Реестре по товару хранение зерна в географических границах Урюпинского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Согласно цели исследования географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей определены как локальные, в административных границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Исследуется состояние конкуренции на рынках, где ОАО «Урюпинский элеватор» фактически осуществляло деятельность и рынках, в границах которых ОАО «Урюпинский элеватор» состоит в Реестре.

На основании вышеуказанного, факт включения обществ в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

            Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» о признании недействительным отказа Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, содержащегося в письме от 13.11.2012 № 05-13/7593, об исключении Открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, и обязании Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить сведения об Открытом акционерном обществе «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной  коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Волгоградской  области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

stdClass Object ( [vid] => 9381 [uid] => 5 [title] => Об оставлении решения арбитражного суда Волгоградской области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Урюпинский элеватор» - без удовлетворения [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9381 [type] => solution [language] => ru [created] => 1376991716 [changed] => 1376991716 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1376991716 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-2541/2013

 

 

29 июля 2013 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена «25» июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «29» июля 2013 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сопрун Е.С.,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» - Клокова Н.А., по доверенности от 09.01.2013г., Перегудова Т.С., по доверенности от 09.01.2013г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор», ОГРН 1023405762599, ИНН 3438000345 (г. Урюпинск Волгоградской области)

на решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 (судья Пономарев А.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор», ОГРН 1023405762599, ИНН 3438000345 (г. Урюпинск Волгоградской области)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ОГРН 102340346596, ИНН 3444051210 (г. Волгоград)

о признании недействительным отказа об исключении из реестра,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Урюпинский элеватор» (далее – ОАО «Урюпинский элеватор», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ( далее – УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) в исключении открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, обязать УФАС по волгоградской области исключить сведения об открытом акционерном обществе «Урюпинский элеватор» из соответствующего реестра.

Решением Арбитражного суда Волгоградской  области от 08.05.2013 по делу № А12-2541/2013 в удовлетворении заявления ОАО «Урюпинский элеватор» отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Урюпинский элеватор»  обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

УФАС по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29.05.2012 ОАО «Урюпинский элеватор» обратилось в УФАС по Волгоградской области с заявлением об исключении общества из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.

В рамках рассмотрения заявления антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хранения зерна для сельхозпроизводителей за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. По итогам анализа составлен аналитический отчет от 12.11.2012 №918, из которого следует:

- доля ОАО «Урюпинский элеватор» в границах Урипинского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 71,6 %;

- доля ОАО «Урюпинский элеватор» в границах Нехаевского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 50,9 %.

На основании данных аналитического отчета антимонопольный орган отказал заявителям в исключении сведений об ОАО «Урюпинский элеватор» из Реестра хозяйствующих субъектов и приказом от 12.11.2012 №725/34 внес изменения в данный Реестр в части продуктовых и географических границ рынков, а также доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках.

Полагая, что данные действия антимонопольного органа являются незаконными и нарушающими права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО «Урюпинский элеватор» обратилось с вышеназванным заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт включения общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Согласно пп. «а» п.8 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).

Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896.

В соответствии с п. 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра являются:

а)        аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил;

б)        заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

           в)         решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.
            В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3  «О защите конкуренции» приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции включает следующие этапы:

а)         определение временного интервала исследования товарного рынка;

б)        определение продуктовых границ товарного рынка;

в)         определение географических границ товарного рынка;

г)         определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д)        расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Заявитель  в своей апелляционной жалобе указывает на то, что ОАО «Урюпинский элеватор» осталось в Реестре в границах Урюпинского района Волгоградской области на основании прежних приказов Волгоградского УФАС.

Данный довод судебная коллегия отклоняет на основании следующего.

Согласно проведенному анализу, расчет объема товарного рынка в границах Урюпинского района и долей хозяйствующих субъектов на рынке за исследуемый период составляет:

ОАО «Хлебная база Поворино»    112тонн -     0,7%

ОАО «Кардаильский мукомольный завод»       521тонн       3,3%

ОАО «Урюпинский элеватор»      11 143тонн   71,6%

ООО «Первомайский КХП»        3 792           24,4%

Объем рынка 15 568 тонн 100,0%

Таким образом, доля ОАО «Урюпинский элеватор» на товарном рынке составила 71,6%. Учитывая тот факт, что ОАО «Урюпинский элеватор» на момент проведения исследования уже состояло в Реестре в границах Урюпинского района по товару «хранение зерна» с долей более 50%, Управлением было принято решение об изменении информации, содержащейся в реестре. Согласно аналитическому отчету продуктовые границы были изменены с «хранение зерна» на «хранение зерна для сельхозпроизводителей».

В соответствии с п. 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Суд первой инстанции верно указал, что наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

Судебная коллегия считает, что целью исследования явилось исполнение полномочий по ведению Реестра предусмотренного п.п. «а» п.8 ч.1 ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» в рамках рассмотрения заявления ОАО «Урюпинский элеватор» об исключении из реестра. В соответствии с этим временной интервал исследования определен с 01.01.2010 по 31.12.2011 года.

В соответствии с п. 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

-          предварительное определение товара;

-          выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-          определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно п. 3.4 Порядка предварительное определение товара проводится на основе:

а)        условий договора, заключенного в отношении товара;

б)        разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в)        нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г)         общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов
экономической деятельности;

д)        товарных словарей или справочников товароведов;

е)        заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей

сфере;

ж)        иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
Волгоградским УФАС был выбран способ предварительного определения

товара на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В п.3.3 Порядка указано, что мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Группы покупателей различаются:

-          по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);

-                     по месту приобретения товара;

-                     по предъявляемым к товару требованиям;

-                     по особенностям поведения на товарном рынке;

-                     по другим признакам.

Разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.

Согласно п. 3.3 Порядка в зависимости от особенностей поведения на рынке можно выделить три группы покупателей услуг хранения зерна:

1)                Сельхозпроизводители - юридические и физические лица осуществляющие выращивание зерна. В связи с целью потребления услуги хранения зерна и высокими транспортными издержками сельхозпроизводители не транспортируют зерно на большие расстояния.

2)                Зерновые трейдеры (перекупщики) - хозяйствующие субъекты, осуществляющие закупки зерна, у сельхозпроизводителей и иных хозяйствующих субъектов для последующей перепродажи, в том числе путем формировании крупных партий зерна на экспорт. Особенностью поведения на рынке перекупщиков является возможность транспортировка зерна на значительные расстояния (межрегиональный уровень).

з)        ОАО «Объединенная зерновая компания» является государственным агентом при проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна, главная цель которых поддержать отечественных сельхозпроизводителей и повысить их конкурентоспособность.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что размер платы за услуги по хранению сельскохозяйственной продукции определяется ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с
Федеральной службой по тарифам.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенного анализа выявлен факт установления продавцами товара (ОАО «Урюпинский элеватор», ОАО «Алексиковский элеватор», ОАО «Панфиловский элеватор», ООО «СП-Бузулук») различных тарифов для разных групп покупателей.

В данном исследовании анализируется поведение группы покупателей «сельхозпроизводители».

Согласно п. 3.6 Порядка Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

-          экспертных оценок;

-          анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Рассматриваемый вид услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности 63.12.3 Хранение и складирование зерна. Входит в группу 63.12 - Хранение и складирование. В данной группе отсутствуют товары способные заменить услуги по хранению и складированию зерна.

В соответствии с ст. 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В проведенном исследовании товаром является услуга по хранению зерна для сельхозпроизводителей.

П. 6.1 Порядка определено, что основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции. Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем осуществлено на основе информации об объемах зерна, принятого на хранение от сельхозпроизводителей, т.е. учитываются фактически оказанные услуги. Валовой сбор зерна лишь косвенно влияет на объем потребления товара.

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

-          предварительное определение географических границ товарного рынка;

-          выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В ходе ранее проведенного опроса покупателей услуг хранения зерна для сельхозпроизводителей (запрос от 30.03.2011г. №05-15/1984) Волгоградское УФАС пришло к выводу, что большая часть покупателей осуществляет транспортировку зерна от пункта его отгрузки до места хранения на расстояние, не превышающее 70 км. Опрос показал, что даже при повышении цены товара на 5 - 10% в радиусе 70 км. от места отгрузки зерна на длительное время, при сохранении прежней цены за пределами семидесятикилометрового радиуса, предприятия продолжат покупать товар по повысившейся цене. Это говорит о том, что повышение транспортных издержек является более значительным для потребителей, чем повышение цены услуги.

Суд первой инстанции верно указал, что  в Строительных нормах и правилах предприятий, зданий и сооружений по хранению и переработке зерна (СНиП 2.10.05-85) в п. 1.2 указано, что размещение предприятий (зернохранилищ) должно обеспечивать минимальное расстояние перевозок сырья и готовой продукции, в том числе приближение зернохранилищ к местам производства зерна. Согласно целевой программе ведомства "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания", на 2010 - 2012 годы" утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.12.2010 №434 - суммарные затраты на перемещение зерна на территории РФ в настоящее время одни из самых высоких в мире.

На основе имеющейся информации и с учетом цели исследования, а также сложившихся хозяйственных связей, минимальных транспортных затрат, легкостью доступа покупателя к продавцу географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей   определены   как   локальные,   в   административных   границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области.

В соответствии с п. 4.5 Порядка и с учетом цели исследования, определение географических границ товарного рынка осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

На момент проведения анализа ОАО «Урюпинский элеватор» состоит в Реестре по товару хранение зерна в географических границах Урюпинского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Согласно цели исследования географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей определены как локальные, в административных границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Исследуется состояние конкуренции на рынках, где ОАО «Урюпинский элеватор» фактически осуществляло деятельность и рынках, в границах которых ОАО «Урюпинский элеватор» состоит в Реестре.

На основании вышеуказанного, факт включения обществ в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

            Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» о признании недействительным отказа Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, содержащегося в письме от 13.11.2012 № 05-13/7593, об исключении Открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, и обязании Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить сведения об Открытом акционерном обществе «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной  коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Волгоградской  области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-2541/2013

 

 

29 июля 2013 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена «25» июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «29» июля 2013 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сопрун Е.С.,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» - Клокова Н.А., по доверенности от 09.01.2013г., Перегудова Т.С., по доверенности от 09.01.2013г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор», ОГРН 1023405762599, ИНН 3438000345 (г. Урюпинск Волгоградской области)

на решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 (судья Пономарев А.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор», ОГРН 1023405762599, ИНН 3438000345 (г. Урюпинск Волгоградской области)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ОГРН 102340346596, ИНН 3444051210 (г. Волгоград)

о признании недействительным отказа об исключении из реестра,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Урюпинский элеватор» (далее – ОАО «Урюпинский элеватор», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ( далее – УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) в исключении открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, обязать УФАС по волгоградской области исключить сведения об открытом акционерном обществе «Урюпинский элеватор» из соответствующего реестра.

Решением Арбитражного суда Волгоградской  области от 08.05.2013 по делу № А12-2541/2013 в удовлетворении заявления ОАО «Урюпинский элеватор» отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Урюпинский элеватор»  обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

УФАС по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29.05.2012 ОАО «Урюпинский элеватор» обратилось в УФАС по Волгоградской области с заявлением об исключении общества из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.

В рамках рассмотрения заявления антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хранения зерна для сельхозпроизводителей за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. По итогам анализа составлен аналитический отчет от 12.11.2012 №918, из которого следует:

- доля ОАО «Урюпинский элеватор» в границах Урипинского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 71,6 %;

- доля ОАО «Урюпинский элеватор» в границах Нехаевского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 50,9 %.

На основании данных аналитического отчета антимонопольный орган отказал заявителям в исключении сведений об ОАО «Урюпинский элеватор» из Реестра хозяйствующих субъектов и приказом от 12.11.2012 №725/34 внес изменения в данный Реестр в части продуктовых и географических границ рынков, а также доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках.

Полагая, что данные действия антимонопольного органа являются незаконными и нарушающими права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО «Урюпинский элеватор» обратилось с вышеназванным заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт включения общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Согласно пп. «а» п.8 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).

Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896.

В соответствии с п. 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра являются:

а)        аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил;

б)        заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

           в)         решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.
            В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3  «О защите конкуренции» приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции включает следующие этапы:

а)         определение временного интервала исследования товарного рынка;

б)        определение продуктовых границ товарного рынка;

в)         определение географических границ товарного рынка;

г)         определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д)        расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Заявитель  в своей апелляционной жалобе указывает на то, что ОАО «Урюпинский элеватор» осталось в Реестре в границах Урюпинского района Волгоградской области на основании прежних приказов Волгоградского УФАС.

Данный довод судебная коллегия отклоняет на основании следующего.

Согласно проведенному анализу, расчет объема товарного рынка в границах Урюпинского района и долей хозяйствующих субъектов на рынке за исследуемый период составляет:

ОАО «Хлебная база Поворино»    112тонн -     0,7%

ОАО «Кардаильский мукомольный завод»       521тонн       3,3%

ОАО «Урюпинский элеватор»      11 143тонн   71,6%

ООО «Первомайский КХП»        3 792           24,4%

Объем рынка 15 568 тонн 100,0%

Таким образом, доля ОАО «Урюпинский элеватор» на товарном рынке составила 71,6%. Учитывая тот факт, что ОАО «Урюпинский элеватор» на момент проведения исследования уже состояло в Реестре в границах Урюпинского района по товару «хранение зерна» с долей более 50%, Управлением было принято решение об изменении информации, содержащейся в реестре. Согласно аналитическому отчету продуктовые границы были изменены с «хранение зерна» на «хранение зерна для сельхозпроизводителей».

В соответствии с п. 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Суд первой инстанции верно указал, что наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

Судебная коллегия считает, что целью исследования явилось исполнение полномочий по ведению Реестра предусмотренного п.п. «а» п.8 ч.1 ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» в рамках рассмотрения заявления ОАО «Урюпинский элеватор» об исключении из реестра. В соответствии с этим временной интервал исследования определен с 01.01.2010 по 31.12.2011 года.

В соответствии с п. 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

-          предварительное определение товара;

-          выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-          определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно п. 3.4 Порядка предварительное определение товара проводится на основе:

а)        условий договора, заключенного в отношении товара;

б)        разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в)        нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г)         общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов
экономической деятельности;

д)        товарных словарей или справочников товароведов;

е)        заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей

сфере;

ж)        иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
Волгоградским УФАС был выбран способ предварительного определения

товара на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В п.3.3 Порядка указано, что мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Группы покупателей различаются:

-          по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);

-                     по месту приобретения товара;

-                     по предъявляемым к товару требованиям;

-                     по особенностям поведения на товарном рынке;

-                     по другим признакам.

Разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.

Согласно п. 3.3 Порядка в зависимости от особенностей поведения на рынке можно выделить три группы покупателей услуг хранения зерна:

1)                Сельхозпроизводители - юридические и физические лица осуществляющие выращивание зерна. В связи с целью потребления услуги хранения зерна и высокими транспортными издержками сельхозпроизводители не транспортируют зерно на большие расстояния.

2)                Зерновые трейдеры (перекупщики) - хозяйствующие субъекты, осуществляющие закупки зерна, у сельхозпроизводителей и иных хозяйствующих субъектов для последующей перепродажи, в том числе путем формировании крупных партий зерна на экспорт. Особенностью поведения на рынке перекупщиков является возможность транспортировка зерна на значительные расстояния (межрегиональный уровень).

з)        ОАО «Объединенная зерновая компания» является государственным агентом при проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна, главная цель которых поддержать отечественных сельхозпроизводителей и повысить их конкурентоспособность.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что размер платы за услуги по хранению сельскохозяйственной продукции определяется ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с
Федеральной службой по тарифам.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенного анализа выявлен факт установления продавцами товара (ОАО «Урюпинский элеватор», ОАО «Алексиковский элеватор», ОАО «Панфиловский элеватор», ООО «СП-Бузулук») различных тарифов для разных групп покупателей.

В данном исследовании анализируется поведение группы покупателей «сельхозпроизводители».

Согласно п. 3.6 Порядка Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

-          экспертных оценок;

-          анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Рассматриваемый вид услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности 63.12.3 Хранение и складирование зерна. Входит в группу 63.12 - Хранение и складирование. В данной группе отсутствуют товары способные заменить услуги по хранению и складированию зерна.

В соответствии с ст. 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В проведенном исследовании товаром является услуга по хранению зерна для сельхозпроизводителей.

П. 6.1 Порядка определено, что основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции. Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем осуществлено на основе информации об объемах зерна, принятого на хранение от сельхозпроизводителей, т.е. учитываются фактически оказанные услуги. Валовой сбор зерна лишь косвенно влияет на объем потребления товара.

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

-          предварительное определение географических границ товарного рынка;

-          выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В ходе ранее проведенного опроса покупателей услуг хранения зерна для сельхозпроизводителей (запрос от 30.03.2011г. №05-15/1984) Волгоградское УФАС пришло к выводу, что большая часть покупателей осуществляет транспортировку зерна от пункта его отгрузки до места хранения на расстояние, не превышающее 70 км. Опрос показал, что даже при повышении цены товара на 5 - 10% в радиусе 70 км. от места отгрузки зерна на длительное время, при сохранении прежней цены за пределами семидесятикилометрового радиуса, предприятия продолжат покупать товар по повысившейся цене. Это говорит о том, что повышение транспортных издержек является более значительным для потребителей, чем повышение цены услуги.

Суд первой инстанции верно указал, что  в Строительных нормах и правилах предприятий, зданий и сооружений по хранению и переработке зерна (СНиП 2.10.05-85) в п. 1.2 указано, что размещение предприятий (зернохранилищ) должно обеспечивать минимальное расстояние перевозок сырья и готовой продукции, в том числе приближение зернохранилищ к местам производства зерна. Согласно целевой программе ведомства "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания", на 2010 - 2012 годы" утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.12.2010 №434 - суммарные затраты на перемещение зерна на территории РФ в настоящее время одни из самых высоких в мире.

На основе имеющейся информации и с учетом цели исследования, а также сложившихся хозяйственных связей, минимальных транспортных затрат, легкостью доступа покупателя к продавцу географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей   определены   как   локальные,   в   административных   границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области.

В соответствии с п. 4.5 Порядка и с учетом цели исследования, определение географических границ товарного рынка осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

На момент проведения анализа ОАО «Урюпинский элеватор» состоит в Реестре по товару хранение зерна в географических границах Урюпинского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Согласно цели исследования географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей определены как локальные, в административных границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Исследуется состояние конкуренции на рынках, где ОАО «Урюпинский элеватор» фактически осуществляло деятельность и рынках, в границах которых ОАО «Урюпинский элеватор» состоит в Реестре.

На основании вышеуказанного, факт включения обществ в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

            Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» о признании недействительным отказа Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, содержащегося в письме от 13.11.2012 № 05-13/7593, об исключении Открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, и обязании Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить сведения об Открытом акционерном обществе «Урюпинский элеватор» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной  коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Волгоградской  области от 08 мая 2013 года по делу № А12-2541/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А12-2541/2013 [format] => [safe_value] => А12-2541/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 46 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 46 [vid] => 6 [name] => Промышленность и строительство [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

 

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.

Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка

Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа»

[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-29 09:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-25 09:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1376991716 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )