• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Об отказе страховому открытому акционерному обществу «ВСК» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области

Сфера деятельности: Банковские и страховые услуги
Номер дела: А12- 627/2012
Дата публикации: 25 января 2012, 01:00

РЕШЕНИЕ

 

г. Волгоград                                                                                                                                                                                                25 января 2012 года                                                                 Дело № А12- 627/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 января 2012 года

 

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (ИНН 7710026574 ОГРН 1027700186062)

к Управлению федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Добробаба И.М. доверенность № 22129 от 05.12.2011 года, Зинченко А.В. доверенность № 7301 от 19.04.2011 года,

от УФАС по Волгоградской области – Алимова Е.В. доверенность № 01-03/37-4 от 10.01.2012 года,  служебное удостоверение,

У С Т А Н О В И Л :

Страховое открытое акционерное общество «ВСК»  (далее-Заявитель, Общество, СОАО «ВСК») обратилось  в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления № 11-01-14.33-02/624 от 16.12.2011г.  по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя  к административной ответственности по статье ч.1 ст.14.33  КоАП РФ, в виде штрафа  в размере 100000руб. В обосновании требований указывает на малозначительность правонарушения, с учетом того, что ошибка в расчете страховой премии была допущена директором Урюпинского отделения СОАО «ВСК».  Подробно доводы в заявлении.

УФАС России по Волгоградской области (далее- Управление, ответчик) с требованиями не согласился и просил суд в их удовлетворении отказать. Считает, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется. Права лица привлекаемого к административной ответственности соблюдены в полном объеме, согласно требованиям КоАП РФ. Факт нарушения доказан и подтвержден материалами дела. Правонарушение не является малозначительным. Участники размещения заказа, включая СОАО «ВСК», владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, что не указывает на исключительность случая и как следствие малозначительность  правонарушения. Подробно возражения в отзыве на заявление.

Исследовав доказательства, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает в удовлетворении требований следует отказать в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в марте 2011 г. в адрес Управления обратилось ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказание услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «ВСК».

ООО «Росгосстрах» указало, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

По данному факту Управлением была проведена проверка и  принято решение от 22.09.2011г. по делу № 11-01-14-02/266 о нарушении СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

По факту выявленного правонарушения 08.11.2011г. Управлением в отношении СОАО «ВСК» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1  ст. 14.33 КоАП РФ.

Постановлением административного органа № 11-01-14.33-02/624 от 16.12.2011г. СОАО «ВСК»  привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судом установлено, уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг - по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано - осуществление ОСАГО в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг - с момента заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г. принимало участие в данном конкурсе.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта - 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 49 от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района.

В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость - 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму - 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

1.   Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2.     Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3.     Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5.Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения по классам (на начало годового срока страхования и по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3).

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) - п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный: 0,65 для т/с 2004 года выпуска (г.в) и ранее, 0,7 для т/с 2005г.в., 0,75 для т/с 2006г.в., 0,8 для т/с 2007 г.в., 0,85 для т/с 2008 г.в., 0,9 для т/с 2009г.в., 0,95 для т/с 2010 года выпуска.

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

В рассматриваемом случае СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Нарушение указанных норм образует состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.

Суд считает, что вина общества в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст.14.33 КоАП РФ установлена и доказана, действия юридического лица квалифицированы правильно, штраф назначен минимальный  в пределах санкции статьи. Нарушений требований КоАП РФ судом не установлено.

Доводы заявителя о малозначительности  правонарушения судом рассмотрены и не нашли своего подтверждения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом обстоятельств дела, суд, приходит к выводу, что совершенное обществом правонарушение и обстоятельства его совершения не могут свидетельствовать об их исключительности и как следствие малозначительности правонарушения. Заявитель действовал недобросовестно по отношению к другим конкурсантам и соответственно его действия затрагивают общественные интересы, законодательно установленные публично – правовые нормы.

Довод заявителя, относительно того, что правонарушение было допущено по вине его должностного лица не исключают состава административного правонарушения в действиях самого юридического лица и не указывают на малозначительность правонарушения.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать страховому открытому акционерному обществу «ВСК» в удовлетворении заявления  о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 16.12.2011 г. № 11-01-14.33-02/624 о привлечении страхового открытого акционерного общества «ВСК» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение  может быть обжаловано в установленном законом порядке.

stdClass Object ( [vid] => 8108 [uid] => 5 [title] => Об отказе страховому открытому акционерному обществу «ВСК» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8108 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328250381 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Волгоград                                                                                                                                                                                                25 января 2012 года                                                                 Дело № А12- 627/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 января 2012 года

 

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (ИНН 7710026574 ОГРН 1027700186062)

к Управлению федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Добробаба И.М. доверенность № 22129 от 05.12.2011 года, Зинченко А.В. доверенность № 7301 от 19.04.2011 года,

от УФАС по Волгоградской области – Алимова Е.В. доверенность № 01-03/37-4 от 10.01.2012 года,  служебное удостоверение,

У С Т А Н О В И Л :

Страховое открытое акционерное общество «ВСК»  (далее-Заявитель, Общество, СОАО «ВСК») обратилось  в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления № 11-01-14.33-02/624 от 16.12.2011г.  по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя  к административной ответственности по статье ч.1 ст.14.33  КоАП РФ, в виде штрафа  в размере 100000руб. В обосновании требований указывает на малозначительность правонарушения, с учетом того, что ошибка в расчете страховой премии была допущена директором Урюпинского отделения СОАО «ВСК».  Подробно доводы в заявлении.

УФАС России по Волгоградской области (далее- Управление, ответчик) с требованиями не согласился и просил суд в их удовлетворении отказать. Считает, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется. Права лица привлекаемого к административной ответственности соблюдены в полном объеме, согласно требованиям КоАП РФ. Факт нарушения доказан и подтвержден материалами дела. Правонарушение не является малозначительным. Участники размещения заказа, включая СОАО «ВСК», владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, что не указывает на исключительность случая и как следствие малозначительность  правонарушения. Подробно возражения в отзыве на заявление.

Исследовав доказательства, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает в удовлетворении требований следует отказать в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в марте 2011 г. в адрес Управления обратилось ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказание услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «ВСК».

ООО «Росгосстрах» указало, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

По данному факту Управлением была проведена проверка и  принято решение от 22.09.2011г. по делу № 11-01-14-02/266 о нарушении СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

По факту выявленного правонарушения 08.11.2011г. Управлением в отношении СОАО «ВСК» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1  ст. 14.33 КоАП РФ.

Постановлением административного органа № 11-01-14.33-02/624 от 16.12.2011г. СОАО «ВСК»  привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судом установлено, уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг - по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано - осуществление ОСАГО в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг - с момента заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г. принимало участие в данном конкурсе.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта - 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 49 от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района.

В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость - 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму - 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

1.   Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2.     Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3.     Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5.Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения по классам (на начало годового срока страхования и по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3).

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) - п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный: 0,65 для т/с 2004 года выпуска (г.в) и ранее, 0,7 для т/с 2005г.в., 0,75 для т/с 2006г.в., 0,8 для т/с 2007 г.в., 0,85 для т/с 2008 г.в., 0,9 для т/с 2009г.в., 0,95 для т/с 2010 года выпуска.

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

В рассматриваемом случае СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Нарушение указанных норм образует состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.

Суд считает, что вина общества в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст.14.33 КоАП РФ установлена и доказана, действия юридического лица квалифицированы правильно, штраф назначен минимальный  в пределах санкции статьи. Нарушений требований КоАП РФ судом не установлено.

Доводы заявителя о малозначительности  правонарушения судом рассмотрены и не нашли своего подтверждения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом обстоятельств дела, суд, приходит к выводу, что совершенное обществом правонарушение и обстоятельства его совершения не могут свидетельствовать об их исключительности и как следствие малозначительности правонарушения. Заявитель действовал недобросовестно по отношению к другим конкурсантам и соответственно его действия затрагивают общественные интересы, законодательно установленные публично – правовые нормы.

Довод заявителя, относительно того, что правонарушение было допущено по вине его должностного лица не исключают состава административного правонарушения в действиях самого юридического лица и не указывают на малозначительность правонарушения.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать страховому открытому акционерному обществу «ВСК» в удовлетворении заявления  о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 16.12.2011 г. № 11-01-14.33-02/624 о привлечении страхового открытого акционерного общества «ВСК» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение  может быть обжаловано в установленном законом порядке.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Волгоград                                                                                                                                                                                                25 января 2012 года                                                                 Дело № А12- 627/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 января 2012 года

 

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (ИНН 7710026574 ОГРН 1027700186062)

к Управлению федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Добробаба И.М. доверенность № 22129 от 05.12.2011 года, Зинченко А.В. доверенность № 7301 от 19.04.2011 года,

от УФАС по Волгоградской области – Алимова Е.В. доверенность № 01-03/37-4 от 10.01.2012 года,  служебное удостоверение,

У С Т А Н О В И Л :

Страховое открытое акционерное общество «ВСК»  (далее-Заявитель, Общество, СОАО «ВСК») обратилось  в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления № 11-01-14.33-02/624 от 16.12.2011г.  по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя  к административной ответственности по статье ч.1 ст.14.33  КоАП РФ, в виде штрафа  в размере 100000руб. В обосновании требований указывает на малозначительность правонарушения, с учетом того, что ошибка в расчете страховой премии была допущена директором Урюпинского отделения СОАО «ВСК».  Подробно доводы в заявлении.

УФАС России по Волгоградской области (далее- Управление, ответчик) с требованиями не согласился и просил суд в их удовлетворении отказать. Считает, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется. Права лица привлекаемого к административной ответственности соблюдены в полном объеме, согласно требованиям КоАП РФ. Факт нарушения доказан и подтвержден материалами дела. Правонарушение не является малозначительным. Участники размещения заказа, включая СОАО «ВСК», владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, что не указывает на исключительность случая и как следствие малозначительность  правонарушения. Подробно возражения в отзыве на заявление.

Исследовав доказательства, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает в удовлетворении требований следует отказать в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в марте 2011 г. в адрес Управления обратилось ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказание услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «ВСК».

ООО «Росгосстрах» указало, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

По данному факту Управлением была проведена проверка и  принято решение от 22.09.2011г. по делу № 11-01-14-02/266 о нарушении СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

По факту выявленного правонарушения 08.11.2011г. Управлением в отношении СОАО «ВСК» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1  ст. 14.33 КоАП РФ.

Постановлением административного органа № 11-01-14.33-02/624 от 16.12.2011г. СОАО «ВСК»  привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судом установлено, уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг - по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано - осуществление ОСАГО в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг - с момента заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г. принимало участие в данном конкурсе.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта - 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 49 от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района.

В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость - 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму - 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

1.   Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2.     Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3.     Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5.Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения по классам (на начало годового срока страхования и по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3).

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) - п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный: 0,65 для т/с 2004 года выпуска (г.в) и ранее, 0,7 для т/с 2005г.в., 0,75 для т/с 2006г.в., 0,8 для т/с 2007 г.в., 0,85 для т/с 2008 г.в., 0,9 для т/с 2009г.в., 0,95 для т/с 2010 года выпуска.

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

В рассматриваемом случае СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Нарушение указанных норм образует состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.

Суд считает, что вина общества в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст.14.33 КоАП РФ установлена и доказана, действия юридического лица квалифицированы правильно, штраф назначен минимальный  в пределах санкции статьи. Нарушений требований КоАП РФ судом не установлено.

Доводы заявителя о малозначительности  правонарушения судом рассмотрены и не нашли своего подтверждения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом обстоятельств дела, суд, приходит к выводу, что совершенное обществом правонарушение и обстоятельства его совершения не могут свидетельствовать об их исключительности и как следствие малозначительности правонарушения. Заявитель действовал недобросовестно по отношению к другим конкурсантам и соответственно его действия затрагивают общественные интересы, законодательно установленные публично – правовые нормы.

Довод заявителя, относительно того, что правонарушение было допущено по вине его должностного лица не исключают состава административного правонарушения в действиях самого юридического лица и не указывают на малозначительность правонарушения.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать страховому открытому акционерному обществу «ВСК» в удовлетворении заявления  о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 16.12.2011 г. № 11-01-14.33-02/624 о привлечении страхового открытого акционерного общества «ВСК» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение  может быть обжаловано в установленном законом порядке.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А12- 627/2012 [format] => [safe_value] => А12- 627/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-24 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-24 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328250381 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )