Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам

Аналитический отчет

по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам на границе раздела газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и сетей конечного потребителя и на границе раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области

 

  1. Общие положения

Основанием для анализа товарного рынка послужило поручение председателя Комиссии по рассмотрению дела №15-01-10-04/760 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Цель исследования - установление наличия (отсутствия) признаков доминирующего положения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынке  газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам на границе раздела газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и сетей конечного потребителя и границе раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области.

Анализ подготовлен в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок № 220).

Анализ проведен на основании информации, имеющейся в материалах дела, а также представленной по запросу Волгоградского УФАС России организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанном рынке, анализа законодательства Российской Федерации и результатов, ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

  1. Временной интервал исследования

В соответствии с п. 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды в целях изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка. Временной интервал определен с 01.01.2014 г. по 31.07.2015 г.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с п. 3.2. Порядка определение продуктовых границ товарного рынка основывалось на мнении покупателей (юридических лицах) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определялось в результате анализа предмета договоров, на основании которых осуществлялась реализация товара.

В соответствии с п.3.1. процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п.3.4 Порядка предварительное определение товара проводилось на основе анализа:

- условий договоров, заключенных на поставку газа между потребителями и поставщиками газа; 

- нормативных актов, регулирующих деятельность по поставке газа;

В соответствии с п. 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 (далее - Правила), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

Потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа (ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").

Транспортировка газа - перемещение и передача газа по газотранспортной системе (Правила).

Согласно договорам, заключенным между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и покупателями - юридическими лицами предметом является поставка газа горючего природного и/или горючего природного сухого отбензиненного, цена которого является государственно регулируемой.

Для обеспечения исполнения договоров ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» заключает договор транспортировки газа с ГРО от границы газотранспортной системы ООО «Газпром трансгаз Волгоград»/независимой газотранспортной организации с сетями газораспределения ГРО до места передачи газа.

Газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").

Независимая организация - организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций - собственников систем газоснабжения и организаций - собственников газораспределительных систем.

Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с Правилами.

Предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.

Предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

Газотранспортная организация - обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях.

Газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Покупатель или поставщик газа имеет право на его транспортировку в соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" и к газораспределительным сетям, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п.7 Правил).

Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

Ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в понятие "газ" включаются: газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

Исходя из определения товара, данного в ст.4 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях настоящего анализа в качестве товара (объекта гражданских прав, предназначенного для введения в оборот) предварительно определен газ.

 

Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

Согласно п.3.5 Порядка при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара.

Функциональное назначение газа – использование его в качестве энергетического топлива на электростанциях и теплоэлектроцентралях, в промышленных и отопительных котельных различных предприятий, в системе коммунального хозяйства в целях профессионального использования.

Основная цель потребления газа - использование его в качестве топлива и (или) сырья.

Основными условиями реализации товара является присоединение сетей (газоиспользующего оборудования) покупателя к газораспределительной (газотранспортной) сети или магистральной системе.

Газоиспользующее оборудование - котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.

Котельная - здания или помещения (встроенные, пристроенные, размещенные на крыше зданий) с котлами или теплогенераторами (не менее двух) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для получения энергоносителей (водяного пара, горячей воды) в целях теплоснабжения или выработки продукции.

В соответствии с п.4 Правил для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения.

Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.

Расходы, связанные с подключением объектов поставщика и покупателя газа к газотранспортной системе, производятся за их счет.

Договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа.

Разрешение на использование газа теряет силу, если покупатель не подготовился к приему газа в течение 5 лет после указанного в нем срока.

Количество поставляемого газа (объем) определяется в соответствии с требованиями действующих стандартов и нормативных документов (ГОСТ 2939-63, ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96 и пр.). За единицу объема принимается 1 м3 газа при условиях: температура 20С, давление 101,325 кПа (760 мм.рт.ст.). Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

Договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

Подлежащий реализации газ, должен соответствовать качеству поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов соответствия. Постановлением Госстандарта России от 21.08.2000 N 60 утверждены Правила проведения сертификации газа, п. 2.2 которых установлено, что обозначения конкретных нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация, содержатся в Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, публикуемой Госстандартом России.

В соответствии с правилами поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями. Все виды поставляемого газа должны соответствовать показателям качества, предусмотренным ГОСТ 5542-87.

Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за поставляемый газ, оказываются услуги по его транспортировке или приобретению.

Регулируемая оптовая цена на газ - утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива), по которой он должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно потребителям газа или организациям для дальнейшей продажи потребителям газа:

- на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта;

- на входе в газораспределительные сети (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов);

- на входе в приемную емкость, технологически связанную с газораспределительными сетями или с сетями потребителя газа, для последующего хранения сжиженного природного газа и его регазификации (в случае применения в процессе поставки технологий по сжижению газа).

Оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен - оптовая цена на газ, определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) конечным потребителям соответствующих групп.

Предельный максимальный уровень оптовых цен на газ - уровень оптовых цен, превышение которого в договорах поставки газа не допускается.

Предельный минимальный уровень оптовых цен на газ - уровень оптовых цен, ниже которого установление стоимости газа в договорах поставки газа не допускается.

Цены на газ, дифференцируются по группам потребителей в зависимости  от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.

Оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен для следующих групп потребителей (кроме населения):

а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);

б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);

Оптовая цена на газ, добываемый организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества "Газпром" и (или) организаций - собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения) законодательством не регулируется и является свободной.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства  от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» Цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

При присоединении сетей потребителя газа непосредственно к системе магистрального газопроводного транспорта цена на газ для потребителя газа на границе раздела магистральных газопроводов и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

В случае если в осуществлении поставок газа потребителям газа участвует несколько организаций, регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги, взимаемая с потребителей газа, распределяется между организациями по соглашению сторон.

 

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

 В соответствии с п.3.6 Порядка №220 выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для исследуемого товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007, деятельность, связанная с подачей по газораспределительной сети газа относится к классификационной группе 35.23 «Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям».

Указанная классификационная группировка включает:

- продажу газа пользователю по газораспределительным сетям;

- деятельность брокеров или агентов газового рынка, которые организуют продажу природного газа по газораспределительным системам, которыми управляют третьи лица;

- товарный и транспортный обмен на газообразные виды топлива.

В соответствии с п.3.8 Порядка №220 при выявлении взаимозаменяемых товаров использовался метод анализа ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен. В результате указанного анализа выявлены, процесс образования, формирования цен (рыночное ценообразование и централизованное государственное ценообразование) и динамика изменения цен на товары, являющихся потенциально взаимозаменяемыми, спрос на товары не изменился при изменении цен на товары.

Таким образом, продуктовыми границами рынка является газ, поставляемый по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам.

 

IV Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п.4.1 Порядка №220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (статья 4 Закона о защите конкуренции)) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

 

Предварительное определение географических границ товарного рынка

Для целей настоящего анализа определение географических границ товарного рынка согласно п.4.2 Порядка №220 проводилось на основе информации:

- о регионе, в котором действует ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства,

- о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара и о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации

- о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Волгоградская область - субъект Российской Федерации, расположенный  на юге европейской части России, в междуречье Волги и Дона, в нижнем течении этих рек по обе их стороны, а также к северу и югу от Волго-Донского канала.

Площадь Волгоградской области составляет 112,9 тыс. км2. Численность населения Волгоградской области составляет 2569 тыс. человек (городское — 76,1%, сельское 23,9%).

Поставка газа потребителям Волгоградской области в 2014 г., согласно официальным данным, представленным на сайте ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (http://gaz.34regiongaz.ru/) составила 5 488,6 млн. м3.

В том числе по группам потребителей:

- электроэнергетика — 29,8 %;

- население — 23 %;

- предприятия ЖКХ — 15,4 %;

- прочая промышленность — 30 %;

- бюджет — 1,8 %.

По состоянию на 01.02.2015 г. в Волгоградской области природным газом пользуются 2 073 221 человек.

Протяженность газопроводов:

- магистральные газопроводы (с отводами) — 5 543,99 км;

- распределительные газопроводы — 22227,76 км.

Количество населенных пунктов Волгоградской области 1500, из них газифицировано — 882 (http://www.34regiongaz.ru/gaz/).

Согласно договорам, заключенным ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» с конечными покупателями поставка газа осуществляется на выходах газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» - транспортировка природного газа от магистральных газопроводов до газопотребляющего оборудования промышленных и коммунально-бытовых предприятий в точках подключения к ним трубопроводов, используемых для газоснабжения покупателя. Эти точки находятся в границах расположения газораспределительных сетей. Газораспределительная система, принадлежащая на праве собственности либо по договору аренды ОАО «Газпром газораспределение Волгоград», расположена внутри административных границ Волгоградской области. В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7 услуги по транспортировке газа.

Транспортировку газа по системе магистральных газопроводов по Волгоградской области осуществляет ООО «Газпром трансгаз Волгоград», которое  является монополистом на указанном рынке. Местами передачи газа от поставщика к покупателю являются выходы ГРС ООО «Газпром трансгаз Волгоград».

Рынок ограничен местонахождением точек подключения трубопроводов конечных потребителей, находящихся в Волгоградской области в зависимости от присоединения их сетей к системе магистрального газопроводного транспорта либо к газораспределительным сетям.

Исходя из изложенного выше предварительно географические границы определены как границы раздела газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и сетей конечного потребителя и границы раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области.

 

Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями)

Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) осуществлялось с учетом п.4.3 Порядка.

Поскольку специфика исследуемого рынка такова, что имеет место товар, подаваемый по газотранспортной системе, т.е. рынок ограничен подачей газа по магистральным газопроводам, отводам газопроводов, газораспределительным системам, а трубопроводы потребителя присоединяются к имеющемуся на определенной территории газопроводу, то у потребителя отсутствует возможность выбора иного способа получения газа.

Таким образом, на определение географических границ рассматриваемого товарного рынка влияют следующие условия обращения товара:

  • для обеспечения сохранения потребительских свойств товара требуются определенные условия транспортировки товара – газотранспортная система;
  • возможность у потребителей получения газа только по газотранспортной системе;
  • имеется только возможность перемещения товара к покупателю
  • поставка газа потребителям исключает возможность использования альтернативных видов транспортировки ввиду невозможности обеспечения сохранения потребительских свойств товара при транспортировке его не по газотранспортной системе;
  • расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы минимальны, так как имеется только один способ получения товара – газотранспортная система;
  • в сфере деятельности самого крупного поставщика газа потребителям Волгоградской области ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» – договорные поставки газа всем категориям потребителей, учет газопотребления и сбор денежных средств. В данной связи им было принято решение об организации абонентских отделов и участков Общества для быстрого и качественного обслуживания (заключения, исполнения, изменения и прекращения договоров между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и потребителями, в том числе необходимость проведения проверок абонентов контролерами Общества с целью контроля показаний счётчиков, их пломбировки и иного) на всей территории деятельности, а также эффективной работы Общества путем расположения абонентских отделов и участков в зависимости от местоположения потребителей газа (информация, представленная ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в рамках дела №11-01-10-04/517, на запрос Волгоградского УФАС России вх. №7108 от 25.09.2015. а также из устных пояснений представителей ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по поводу организации абонентских отделов и участков в рамках дела №11-01-10-04/517).

 

Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка

В соответствии с п.4.5 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Так с учетом существующих организационно-транспортных схем приобретения товара и возможности перемещения товара к потребителю, наличия зоны регулируемого ценообразования географическими границами исследуемого товарного рынка являются, границы раздела газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и сетей конечного потребителя и границы раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области.

 

V Определение состава продавцов и покупателей

Согласно п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам на границе раздела газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и сетей конечного потребителя и на границе раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области, включены хозяйствующие субъекты, реализующие в указанных границах рассматриваемый товар в августе 2014г. - июле 2015г.

Газ, поставляемый по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам на границе раздела газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и сетей конечного потребителя и границе раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области в августе 2014г.-июле 2015г. поставляли следующие хозяйствующие субъекты:

- ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (400001, г.Волгоград, ул.Ковровская, д.13, г.Волгоград, тел/факс: (8442) 96-91-69, 96-06-96);

- МУП «Михайловкажилпромгаз» (403342, Волгоградская область, г.Михайловка, ул.Ленина, 209);

- ПАО «Газпром» (119997, г. Москва, ГСП-7, ул. Наметкина, 16);

- ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» (119121, г.Москва, ул.Бурденко, д.24);

- ООО «ЛУКОЙЛ-ЦУР» (109028, г.Москва, Покровский бульвар, д.3, стр.1).

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке основывалось на данных об организациях, осуществляющих поставку газа на территории Волгоградской области, предоставленную ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и ООО «Газпром трансгаз Волгоград».

Таким образом, количество выявленных хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку газа конечным потребителям по оптовым ценам в границах Волгоградской области, является достаточным, так как выполнены условия  п. 5.2. Порядка.

 

VI Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлялся на основании показателя объема поставок (п.6.1 Порядка № 220).

В соответствии с п. 6.2 Порядка № 220 объем рынка определялся как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

№п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем продаж за период с августа 2014 г. по июль 2015 г., в тыс. куб. м

Доля хозяйствующего субъекта на рынке, в %

  1.  

ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»

<…>

88,7

  1.  

ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт»

<…>

8,6

  1.  

ООО «ЛУКОЙЛ-ЦУМ»

<…>

  1.  

МУП «Михайловкажилпромгаз»

<…>

2,7

5.

Итого

<…>

100

 

VII Определение уровня концентрации товарного рынка

Коэффициент рыночной концентрации (CR3) = 100.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) равен 7948,94.

В соответствии с п.7.2 Порядка № 220 при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000 уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

VIII Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с п.8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

 

Выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок

По определению поставщиком газа (газоснабжающей организацией) может являться собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

 В структуре ВИНК (группы лиц) ОАО «Газпром» созданы региональные компании по реализации газа, осуществляющие поставки на конкретных территориях РФ.

Единственная организация, имеющая договор поставки газа с ООО "Газпром Межрегионгаз" для дальнейшей его реализации покупателям Волгоградской области – ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Высокая рыночная доля ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынке поставки газа конечным потребителям по оптовым ценам в границах Волгоградской области является следствием, проведенной в 90-е годы приватизации Единой системы газоснабжения страны. Имущество государственного газового концерна "Газпром" было приватизировано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром".

Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены историей его развития и наличием специфичного отраслевого законодательства. Основной участник рынка природного газа - открытое акционерное общество "Газпром" владеет как единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми и газораспределительными организациями. ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» - 50,002%. Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. В настоящее время хозяйство «Газпрома» — это крупный производственный комплекс, включающий десятки тысяч километров распределительных газопроводов, всю необходимую инфраструктуру. Через ЕСГ и газопроводы-отводы природным газом обеспечиваются 645 городов, более 13 тыс. поселков и сельских населенных пунктов, 10 тыс. коммунально-бытовых и 1150 промышленных предприятий, две с половиной тысячи котельных (http://www.gazprom.ru).

В связи с чем действующая структура газовой отрасли создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Газовая отрасль оказывает решающее влияние на функционирование таких важнейших отраслей, как жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетическая, химическая, строительная отрасли, что требует построения отношений между ними на недискриминационных принципах.

Присутствие на рынках газа от геологоразведки (начальная стадия производства) до реализации газа конечным потребителям (конечная) вертикально интегрированного хозяйствующего субъекта, а также вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) имеющих нефтедобывающие и перерабатывающие производства создает препятствия (барьеры) для входа на исследуемый рынок потенциальных участников.

В сфере деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» — договорные поставки газа всем категориям потребителей, учет газопотребления и сбор денежных средств. Также компания является одним из кураторов социальных проектов Группы компаний «Газпром» на территории Волгоградской области: представляет инвестора — ООО «Газпром межрегионгаз» — на местах строительства объектов газификации, осуществляя контроль над ведущимися работами.

Таким образом, среди барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок выявлены следующие.

а) экономические ограничения

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

- транспортные ограничения;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

б) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

- создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

 

Определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок

Отмеченные барьеры входа являются труднопреодолимыми, связанные с присутствием хозяйствующего субъекта входящего в ВИНК, которая владеет единой системой газоснабжения, добывающими, сбытовыми и газораспределительными организациями и является участником на смежных рынках, а также вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), имеющих нефтедобывающие и перерабатывающие производства.

 

IX Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», как в составе своей группы лиц, так и самостоятельно может действовать на рассматриваемом товарном рынке за период независимо от конкурентов, что дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке.

Доля ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынке газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам на границе раздела газораспределительных сетей ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» и сетей конечного потребителя и границе раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области более 50%.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке. В связи с чем ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» имеет признаки наличия доминирующего положения на рынке газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам на границе раздела газораспределительных сетей ОАО «Волгоградоблгаз» и сетей конечного потребителя и границе раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя на территории Волгоградской области за период с августа 2014 г. по июль 2015 г.

 

Перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемого товарного рынка

- Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ»;

- Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации"; 

- Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»;

Постановлением Госстандарта России от 21.08.2000 N 60 «Правила проведения сертификации газа»;

- ГОСТ 5542-87 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения»;

- сведения, представленные хозяйствующими субъектами: ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (вх. № 7108 от 25.09.2015 г., №7478 от 06.10.2015 г.), ООО «Газпром трансгаз Волгоград» (вх. № 7566 от 09.10.2015 г.), ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» (вх. № 7323 от 02.10.2015 г.).

- сведения, представленные на сайтах: http://www.gazprom.ru; http://www.34regiongaz.ru/.