Дело о Сбербанке

Волгоградским УФАС России рассмотрено обращение граждан  РФ К.А. и Д.А. на действия отделения Сбербанка России, Поволжский филиал, Красноармейское отделение по взиманию  высоких комиссий  за перевод  административного штрафа (ГИБДД) без открытия счета и направлен следующий ответ.
В Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством  государственное регулирование на банковские комиссии не распространяется. Тарифы являются свободными и формируются хозяйствующими субъектами, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).
В целях недопущения злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарном рынке и развития конкурентной среды, антимонопольный орган осуществляет контроль  за поведением хозяйствующих субъектов, в части выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, недобросовестной конкуренции, запрещенных Законом "О защите конкуренции".
В связи с этим, Волгоградским УФАС России проведены исследования поведения отделением Сбербанка России, Поволжский филиал на предмет выявления возможных нарушений антимонопольного законодательства в географических границах г. Волгоград  на  товарном рынке по  взиманию комиссионного вознаграждения, при осуществлении операций по переводу денежных средств физическими лицами без открытия банковского счета на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации  - административные платежи (штрафы) и сборы, по результатам применения административной ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом  "О банках и банковской деятельности"  переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов отнесены к банковским операциям.
Указанная операция предусматривает перечисление банком денежных средств по поручению физического лица-плательщика, не имеющего счета в данном банке, на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке и осуществляется согласно п. 2 статьи 863 Гражданского кодекса Российской Федерации
В соответствии с  "Положением о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" без открытия банковского счета осуществляются операции по переводу принятых от физических лиц денежных средств, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в пользу юридических и физических лиц.
Согласно Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено:
- Порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, включая порядок оплаты расчетных услуг, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются банком в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.
Операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, включая порядок оплаты за услуги банка, в части осуществления операций  по переводу денежных средств физическими лицами без открытия банковского счета на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации   с назначением административные платежи (штрафы)  и сборы, по результатам применения административной ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации  осуществляются физическими лицами через кредитные организации.
Согласно проведенного анализа по состоянию на май 2010 г. установлено, что операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации   с назначением административные платежи (штрафы)  и сборы, по результатам применения административной ответственности, осуществляют:

Кроме того, с 01 января 2010г. вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ  "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В соответствии с ним расчеты с органами государственной власти и органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, получающими денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть произведены через платежных агентов, в том числе с использованием терминалов (устройств для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.).
Платежный агент также вправе при приёме платежей взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
Сбор и анализ информации об осуществлении расчетов платежными агентами не осуществлялся, поскольку на момент поступления заявления Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не вступил в силу.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей согласно ст. 3.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия - относятся  к неналоговым доходам бюджетов согласно  "Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно письма Минфина РФ от 02.06.2008 № 03-02-08-10 и в соответствии с  Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс)  на кредитные организации возложена обязанность исполнять поручения налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, пеней и штрафов без взимания платы.
Указанные положения не распространяются на платежи в бюджетную систему Российской Федерации, которые не являются налогами, сборами, пенями и штрафами, предусмотренными Кодексом.
Учитывая изложенное банк вправе взимать комиссионное вознаграждение за перечисление в бюджетную систему Российской Федерации административного штрафа.
В силу положений Закона № 135-ФЗ, товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях); товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сопоставление и анализ тарифов, характеризующих структуру товарных  рынков по взиманию комиссионного вознаграждения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации административного штрафа без открытия банковского счета на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации   с назначением административные платежи (штрафы)  и сборы, указывают на отсутствие нарушений антимонопольного законодательства (установление монопольно высокой цены хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение) со стороны отделений Сбербанка России.