Со спамом можно бороться

Сергей ХИЛИМОВ, старший госинспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
Мало кто из коммерческих организаций и государственных учреждений может похвастать тем, что они не получают на почту навязчивую рекламную рассылку — спам. А ведь это не только доставляет определенную головную боль, связанную с тем, что нередко в обилии ненужных, пестрящих объявлениями и спецпредложениями писем могут затеряться нужные послания. Нередко в спаме содержатся ссылки, перейдя по которым можно заразить компьютер вирусом, и в результате на нем может быть взломан пароль, утеряна или похищена ценная информация.
Увы, большинство пользователей, если не сказать практически все, относятся к спаму как к чему-то неизбежному, с чем бесполезно бороться, кроме как не обращать на него внимание. И зря. К сожалению, сегодня 90 процентов всех дел по признакам нарушения законодательства о рекламе управлением возбуждаются по нашей собственной инициативе. Обращений, касающихся спам-рассылки, к нам не поступало никогда. Возможно, это в первую очередь связано с тем, что пользователи, не понесшие из-за этого никакого материального ущерба, просто-напросто не видят нужды как-то с этим бороться. С другой стороны, не всем известно, что такие вопросы регулирует региональное управление Федеральной антимонопольной службы — налицо недостаточная правовая грамотность граждан.
Методы же борьбы с распространителями навязчивой рекламной рассылки есть. Более того, они предусмотрены действующим законодательством. В частности, статья 18 Федерального закона «О рекламе» регулирует правила распространения рекламы по сетям электросвязи, под которые подпадает и Интернет. Согласно закону этот вид распространения рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Закон также не допускает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением автоматической рассылки. Явные нарушения этих пунктов можно наблюдать при рассылке рекламных объявлений на электронную почту.
Также к Закону «О рекламе» имеется разъяснение Федеральной антимонопольной службы № АК/7654 от 19 мая 2006 года «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы». Здесь детально раскрыта статья 18 Закона «О рекламе», где уже конкретно говорится, что в число средств электросвязи входит и Интернет. Соответственно распространение рекламной информации с его помощью подпадает под ограничения, предусмотренные законом.
Возбудить дело против нарушителей в других областях рекламной сферы наше управление может и по собственной инициативе, но, что касается спам-рассылки, здесь все сложнее. Мы не можем обойтись без заявления рекламополучателя. Потому хотелось бы призвать граждан, юридические лица, госучреждения быть более активными и обращаться в УФАС по Волгоградской области по фактам нарушения их прав таким способом.
При заявлении получателя спам-рассылок и в случае признания специальной комиссией рекламной продукции нарушающей Закон «О рекламе» может быть вынесено предписание о прекращении нарушения. За неисполнение предписания предусмотрено административное взыскание в соответствии со статьей 14.3 КоАП в виде штрафа. Причем суммы штрафов весьма немалые — с 1 апреля минимальный размер их для юридического лица составляет 100 тысяч рублей.