Чиновничий штрафбат

Деятельность комитета муниципального заказа администрации Волгограда давно находится под пристальным вниманием специалистов Управления федеральной антимонопольной службы. Только за прошлый год в отношении членов комитета и конкурсных комиссий было возбуждено 32 административных дела и наложены штрафы в размере до 50 тысяч рублей. Однако наказать рублем в итоге удалось лишь двоих чиновников…  О каких нарушениях властей идет речь и чем опасно для благосостояния города столь лояльное отношение к ним судебных органов – выясняли «Известия».
За ударной работой комитета муниципального заказа в мэрии Волгограда наблюдать крайне интересно,  да и поводов для этого интереса возникает немало. Не случайно деятельность комитета муниципального заказа периодически становится объектом внимания то прессы, то прокуратуры, то антимонопольного органа.
Своими  предположеииями по итогам наблюдения за жизнью этого организма под названием комитет муниципального заказа  «Известия» поделились с читателями в статье «Заказная игра». В ней мы сравнили работу по организации муниципального  заказа  с договорным футбольным матчем, исход которого заранее известен организаторам игры. Нередко подноготная этого процесса становится и предметом судебных споров. Только вот  суды общей юрисдикции почти всегда, признавая факты нарушений комитетом федерального закона, предпочитают не наказывать этих самых проштрафившихся чиновников.  Виной тому – сложившаяся за длительные годы традиция. Так считает руководитель регионального антимонопольного органа Павел Мироненко.
Однако прежде чем делать выводы, давайте сначала рассмотрим  административную практику УФАС, касающуюся муниципального заказа. За прошлый год антимонопольщики возбудили 32 дела  в отношении  чиновников мэрии, нарушивших федеральный закон при проведении конкурсов или торгов. В частности, сам председатель комитета муниципального заказа Алексей Папин «попадался» в руки антимонопольщиков восемь раз. Так,  за нарушения  при проведении одного конкурса по питанию школьников на него был наложен штраф в размере 50 тысяч рублей. За остальные семь проведенных также с нарушениями конкурсов   Папин из собственного кармана должен был заплатить еще 210 тысяч рублей.
По итогам других конкурсов  УФАС пять раз намеревалось наказать и представителя заказчика – исполняющего обязанности председателя комитета по образованию Александра Финагина. Выставленные его комитетом  требования к участникам одного конкурса антимонопольщики посчитали чрезмерными. А ведь из-за этих завышенных, по мнению специалистов антимонопольной службы, требований в аутсайдерах оказались  четыре конкурсанта. Общая сумма штрафа, наложенного на Финагина, составила тогда 150 тысяч рублей.
Всего же по конкурсам на организацию школьного питания  антимонопольщики в прошлом году возбудили 13 административных дел. И ни по одному из них нарушители, в частности Папин и Финагин, штраф так и не заплатили. Аналогичная ситуация  повторилась, когда УФАС возбудило семь дел на участников конкурсной комиссии по заказу на проектирование и инвентаризацию земель в городе. Одного из участников, по убеждению УФАС, отстранили  незаконно. Факт нарушения федерального законодательства Центральный суд признал, однако посчитал это нарушение малозначительным. И отказал в требовании УФАС наказать чиновников рублем. В конечном итоге из  32 выявленных УФАС в 2009 году нарушений суд признал значительными только два. А ведь общая сумма штрафов, которые были наложены на чиновников, но отвергнуты судами, могла бы реально пополнить бюджетную казну. Глядишь, и не пришлось бы руководству администрации Волгограда отменять бесплатный проезд для школьников. Ан нет, кошельки чиновников остались нетронутыми.
Руководитель антимонопольного органа Павел Мироненко считает, что проявление мягкости к провинившимся чиновникам  может обернуться для благосостояния города боком.
– Признаю, что,  возможно,  и мы допускали какие-то ошибки при рассмотрении дел, но в большинстве случаев суды общей юрисдикции, в отличие от арбитражных, проявляют явную неготовность штрафовать представителей власти, – говорит Павел Иванович. – Однако  дело даже не в самих штрафах. Ведь когда комитет муниципального заказа отстраняет от участия в конкурсе  всех участников за исключением одного и признает последнего победителем, это ни к чему хорошему не приводит. Во-первых, ущемляются права хозяйствующих субъектов,  во-вторых, из-за отсутствия выбора лучшего заказчика исчезает возможность экономии бюджетных средств. А это уже серьезный «минус», с которым суды не могут не согласиться.
Недавно прокуратура Волгограда передала на рассмотрение в антимонопольный орган очередное административное дело на членов конкурсной комиссии комитета муниципального заказа. На сей раз чиновники по подозрительным  причинам отстранили предприятие от участия в конкурсе на право проведения текущего ремонта дорог города. О том,  какую социальную значимость имеет этот заказ, говорить  не стоит. Но вот насколько организаторы конкурса были заинтересованы в том, чтобы заказ был исполнен качественно и по приемлемой цене, пока неясно.
Кстати, очередное представление  о возбуждении нового дела в отношении чиновников до  мэрии может и не дойти. Антимонопольщикам порой удается сообщить адресату важную информацию только через посредника – к примеру, вице-мэра. Дело в том, что в комитете муниципального заказа, равно как и в комитете по образованию, вот  уже второй год не работает факс.  А электронные письма от УФАС, сообщающие о дате рассмотрения дел, почему-то не доходят…