УФАС возбудило дело против Николая Максюты и ЛУКОЙЛа

Волгоградское УФАС возбудило дело против губернатора Волгоградской области и компании ЛУКОЙЛ. Антимонопольщики подозревают, что глава региона незаконно лоббирует интересы нефтекомпании, принуждая мэра Волгограда ввести ее в управление ЖКХ этого города. Дело возбуждено по жалобе самого мэра Волгограда Романа Гребенникова, который отказался выполнить требования главы региона. В ЛУКОЙЛе поведение мэра назвали «неожиданным» — в компании утверждают, что согласовывали с господином Гребенниковым схему вывода ЖКХ Волгограда из кризисного состояния.

Волгоградское УФАС возбудило дело в отношении губернатора Волгоградской области Николая Максюты и компании ЛУКОЙЛ по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». На прошлой неделе власти региона и нефтекомпания в ультимативной форме потребовали от мэрии включения ЛУКОЙЛа в управление ЖКХ Волгограда, угрожая, в противном случае, разорвать с муниципальными коммунальными предприятиями договоры на поставку энергоносителей. Вхождение нефтекомпании в управление жилищно-коммунальной инфраструктурой губернатор региона Николай Максюта предложил оформить в виде трехстороннего соглашения «О взаимодействии в сфере развития рынка тепловой и электроэнергии».

Однако мэр Волгограда Роман Гребенников отказался его подписать и пожаловался в УФАС. «По сути, ЛУКОЙЛ потребовал передачи ему полномочий коммунального оператора города, но это может произойти только по конкурсу, — пояснил „Ъ“ Роман Гребенников через своего помощника. — К тому же сейчас эти функции уже выполняют несколько МУПов, и их работа нас полностью устраивает».

Муниципалитет Волгограда начал самостоятельно управлять коммунальной инфраструктурой города только с 1 июня. До этого в течение 5 лет ЖКХ города находилось в долгосрочной аренде у нескольких частных компаний (ВгКС, РЭС, КТВ), которые накопили перед энергокомпаниями долг в 3 млрд рублей. Из этой суммы более 2 млрд приходится на дочерние и аффилированные ЛУКОЙЛу общества «Волгоградэнергосбыт» (1,566 млрд рублей) и «Волгоградскую генерацию» (около 600 млн рублей).

Нефтекомпания с января пытается добиться погашения этих долгов с помощью кредитов или, возможно, бюджета города, однако муниципалитет не идет на такую схему реструктуризации долга. Дело в том, что ЛУКОЙЛ имеет пакеты акций (примерно по 30 и в бывших коммунальных операторах — ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ»). Мэрия не исключает, что компания может произвести взаиморасчет долгов этих обществ. Стороны также спорят о самой причине накопления задолженности — энергетики винят коммунальные компании в неэффективном управлении, операторы утверждают, что в прошлые годы региональные власти из популистских целей искусственно занижали тарифы на энергоносители.

«Мы подозреваем, что трехстороннее соглашение, подписанное губернатором области Николаем Максютой и ЛУКОЙЛом, заключается в интересах ОАО «Волгоградэнергосбыт», ОАО «ЮГК ТГК-8» и ЗАО «РЭС» и иных дочерних предприятий этой компании, — пояснил „Ъ“ руководитель волгоградского УФАС Павел Мироненко. — Если бы мэр Волгограда подписал это соглашение, он бы тоже нарушил закон». Управление считает незаконными требования ЛУКОЙЛа о вхождении с 1 сентября через ЗАО «РЭС» в управление деятельностью по техобслуживанию и выполнению работ по ремонту тепло — и электросетей Волгограда и назначение единоличными исполнительными органами в ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ» кандидатов, согласованных с администрацией области и нефтекомпанией. По словам руководителя волгоградского УФАС, в ближайшие две недели ведомство будет выяснять, «по какой причине губернатор Николай Максюта лоббирует интересы группы ЛУКОЙЛ и не позволяет мэрии самостоятельно заключить договоры на поставку энергоносителей».

Вчера власти региона оказались не готовы прокомментировать ситуацию — губернатор области Николай Максюта находился в командировке и для комментариев был недоступен. В пресс-службе пообещали, что завтра утром обсудят эту новость с губернатором и только потом опубликуют его официальный комментарий. Ранее Николай Максюта упрекал мэрию Волгограда в неэффективной организации работы ЖКХ города. В прошлом году суды и ФАС РФ действительно признали незаконным конкурс по выбору коммунального оператора Волгограда. В феврале 2008 года соответствующие торги выиграло ОАО «КТВ» (СП «КЭС-Холдинга», ЛУКОЙЛа и муниципалитета), но остальные их участники оспорили эту победу, посчитав, что мэрия «прописала условия конкурса только под КТВ. В связи с этим управление ЖКХ города вернулось в муниципалитет.

В ЛУКОЙЛе от официальных комментариев также отказались. Неофициально в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» (дочка нефтекомпании) отметили, что реакция мэрии «неожиданна», поскольку подобные соглашения с муниципалитетом уже обсуждались. «Жалоба мэрии носит сомнительный характер, — отметил источник „Ъ“ в компании. — Мы уверены, что решение УФАС будет не в пользу мэрии, поскольку все документы были юридически грамотно составлены».

В случае, если УФАС признает губернатора и ЛУКОЙЛ нарушившими Закон №135 «О защите конкуренции», соглашение будет отменено, а на стороны будут наложены штрафы. Для нефтекомпании это 1-15% от годовой выручки за прошлый год; размер возможного штрафа для губернатора в УФАС еще не высчитали.

Александр Васильев, Ксения Ахметжанова