Молсыркомбинат-Волжский исполнил предупреждение антимонопольного органа и изменил надписи на упаковке продукции

Гражданин-потребитель пожаловался в Волгоградское УФАС России на, как он посчитал, недостоверную рекламу кисломолочного продукта «Закваска» производства АО «Молсыркомбинат-Волжский». Сомнение в достоверности у потребителя вызвала фраза «в 10 раз больше пользы», размещенная на упаковке товара. Заявитель усмотрел в данном факте признаки рекламы, содержащей недостоверную информацию о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися о обороте товарами, изготовленными другими производителями (нарушение п.1. ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе № 38-ФЗ).

(фото двух сторон упаковки)

Между тем, как известно, информация, размещенная на упаковке товара, не является рекламой и, соответственно, на нее не распространяются требования рекламного законодательства. Вместе с тем оформление товара с использованием недостоверной или некорректной, но привлекательной для потребителей информации о товаре с целью получения преимущества перед конкурентами является одной из форм недобросовестной конкуренции и пресекается антимонопольным органом в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства (глава 2.1. «Недобросовестная конкуренция» Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ).

В обоснование достоверности информации, размещенной на упаковке «Закваски», Молсыркомбинат представил доказательства того, что количество молочнокислых микроорганизмов в данном продукте составляет 1,2 ×108 КОЕ/г, что в 10 раз превышает норму содержания молочнокислых микроорганизмов в других кисломолочных продуктах (например таких, как ряженка, кефир, варенец, Снежок и др.).

Таким образом, производитель увязывал одну надпись на упаковке («в 10 раз больше пользы») с надписью на другой стороне упаковки («В «Закваске» молочнокислых бактерий в 10 раз больше, чем в обычных кисломолочных продуктах»).

Оценив оформление упаковки, УФАС пришло к выводу, что надпись на упаковке «в 10 раз больше пользы» вне очевидной взаимосвязи с другим текстом на упаковке. При этом именно на данной надписи делается акцент в оформлении упаковки товара: она размещена с двух «лицевых» сторон упаковки, выделена довольно крупным шрифтом и волнообразным написанием.

Выражение («в 10 раз больше пользы») содержит количественно определенное сравнение («в 10 раз больше»), при этом не указаны конкретные сравниваемые характеристики (указана некая абстрактная «польза»). Также не указано какие именно товары сравниваются. Это могут быть, в том числе, как аналогичные товары конкурентов, так и другие продукты данного производителя. Использованное сравнение, не раскрывая его параметров, может создать у потребителя впечатление о том, что аналогичные товары конкурентов по своим качественным свойствам уступают данному товару.

По результатам рассмотрения заявления УФАС усмотрело в действиях АО «Молсыркомбинат-Волжский» признаки нарушения пункта 2 статьи 14.3 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения» Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ, обществу было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения, путем изменения оформления упаковки товара «Закваска питьевая кефирная» в части прекращения размещения на ней сравнения «в 10 раз больше пользы» в отсутствие явного указания на конкретные сравниваемые характеристики и того, какие именно товары сравниваются.

На днях АО «Молсыркомбинат-Волжский» представило в УФАС доказательства исполнения предупреждения. В настоящее время упаковка изменена, спорная надпись удалена, указана информация «в «Закваске» молочнокислых бактерий больше, чем в кефире»:

Как прокомментировала ситуацию заместитель руководителя УФАС Ирина Никуйко: «В данном случае мы имели дело с довольно тонкой формой недобросовестной конкуренции, когда распространялась не ложная по своему содержанию, а вполне достоверная информация о товаре, но форма для сравнения была выбрана некорректная. Сравнение «в 10 раз больше пользы» являлось некорректным по своей форме ввиду того, что отсутствовало указание конкретных сравниваемых характеристик, при этом на информации делался акцент и она могла повлиять на выбор потребителей. Согласившись с выявленными признаками недобросовестной конкуренции и исполнив предупреждение в установленные сроки производитель товара быстро устранил допущенное нарушение и избежал возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения к административной ответственности.»