Полезная информация для заказчиков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В соответствии со ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В случаях рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, связанных с расторжением контрактов по решению суда, заказчики, как правило, не совершают нарушений порядка, установленного ст. 103 Закона о контрактной системе. Рассмотрение данных обращений, как правило, завершается включением в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок.

Однако при рассмотрении обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, связанных с с уклонением участника закупки от заключения контракта и с односторонним расторжением заказчиком контракта, Волгоградское УФАС России сталкивается с несоблюдением заказчиками законодательства о контрактной системе, что в конечном итоге приводит к тому, что информация об участниках закупок не включается в реестр недобросовестных поставщиков.

К наиболее распространённым нарушениям заказчиками законодательства о контрактной системе в данной части следует отнести следующие:

1) заказчики не соблюдают порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, что выражается:

- в направлении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику не всеми способами, предусмотренных Законом о контрактной системе. Согласно  ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта должно направляться поставщику всеми 3 способами:

а) размещается в единой информационной системе;

б) направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте;

в) направляется поставщику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

Несоблюдение либо ненадлежащее соблюдение данного условия может привести к тому, что поставщик может быть не извещён об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, что ущемляет его права и может явиться основанием для признания процедуры одностороннего расторжения контракта несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и, как следствие, для не включения информации в реестр недобросовестных поставщиков;

 - в пропуске трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта для направления заказчиком поставщику данного решения. Данное нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе может повлиять на дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, его влияние будет оцениваться при рассмотрении обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков и может повлечь привлечение к административной ответственности должностных лиц заказчика;

- заказчики определяют дату одностороннего отказа без учёта 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении, что нарушает ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе. На практике заказчики просто забывают, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика. Несоблюдение данного условия приводит к тому, что поставщик лишается предусмотренной ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе возможности для устранения нарушения условий контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, что также ущемляет права поставщика и может явиться основанием для признания процедуры одностороннего расторжения контракта несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и для не включения информации в реестр недобросовестных поставщиков;

- в самом решении об одностороннем отказе не указываются основания для его принятия. Несоблюдение данного положения приводит к невозможности поставщика  устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе, что, как уже отмечалось, ущемляет права поставщика и может явиться основанием для признания процедуры одностороннего расторжения контракта несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и для не включения информации в реестр недобросовестных поставщиков;

- основания для принятия решения об одностороннем отказе не соответствуют условиям, указанным в контракте. Например, заказчик дополнительным соглашением согласовал поставщику изменение графика выполнения работ, а решение об одностороннем расторжении контракта принимается без учёта соответствующих изменений;

2) при принятии решения об уклонении участника закупки от заключения контракта и об одностороннем расторжении контракта заказчики отсчитывают течение сроков, установленных Законом о контрактной системе, без учёта положений ст. 190 – ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации. Необходимо учитывать, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Также необходимо учитывать, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

3) при направлении обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта и с односторонним расторжением контракта заказчики отсчитывают течение сроков без учёта положений, установленных ст. 103 Закона о контрактной системе. Обращения должны направляться в течение трех рабочих дней с даты признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта.

Допускаемые нарушения порядка, установленного ст. 95, ст. 103 Закона о контрактной системе, приводят к тому, что информация о поставщиках не включается в реестр недобросовестных поставщиков из-за действий заказчиков, а также данные действия могут привести к привлечению должностных лиц заказчиков к административной ответственности.