Крокодил не топится

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление гражданина с жалобой на распространение на телевидении рекламы мясных продуктов бренда «Папа может» с образом крокодила (https://youtu.be/2SZrenMyKvU).

В рекламе мясных продуктов транслируемых в региональном блоке на телеканалах «Россия 1» и ТВ3, по мнению данного заявителя, содержались побуждения к совершению противоправных действий, за которые предусмотрена ответственность по нескольким статьям УК РФ, таких как кража, убийство, насилие и грабеж. Заявитель также указал, что в рекламном ролике молодой человек отбирает сосиски у «милого крокодила» (как крокодил Гена в Чебурашке), а также убивает и топит его в пруду. При оценке рекламы важно учитывать восприятие рекламы с точки зрения потребителя, на привлечение внимание которого и направлен рекламный продукт.

Именно в связи с этим обсуждение телевизионной рекламы мясных продуктов бренда «Папа может» (производство ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат») с использованием образа крокодила было вынесено на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, учреждённого при Волгоградском УФАС России, в число основных задач которого входит оценка содержания и восприятия рекламы, в том числе оценка этичности рекламы.

По результатам обсуждений на Экспертном совете было признано, что представленная реклама не побуждает к совершению противоправных действий и не призывает к насилию и жестокости. С мнением заявителя члены Экспертного совета не согласились. (протокол заседания Экспертного совета от 14.12.2017 № 03 размещён на сайте Волгоградского УФАС России по адресу: http://volgograd.fas.gov.ru/page/12242).

Интересно, что при обсуждении спорной рекламы были высказаны следующие мнения:

- из рекламы не усматривается, что именно «папа» утопил крокодила, может создаться впечатление, что крокодил соскользнул с пирса за удочкой с тяжелым уловом;

- крокодила невозможно утопить;

- один из членов Экспертного совета указал, что крокодил совершенно не выглядит милым и совершенно не похож на крокодила Гену из мультфильма «Чебурашка». Это в ролике подчеркивается при помощи визуальных и звуковых средств (хищный оскал и рычание, животное изображено опасным;

- высказано также мнение, что ничего негативного и продвигающего насилие в рекламе нет.

Специалистами Волгоградского УФАС России при оценке рассматриваемой рекламы признаки нарушения п. 1 ч. 4 ст. 5 (побуждение к совершению противоправных действий) и п. 2 ч. 4 ст. 5 (призывы к насилию и жестокости) Закона о рекламе также не выявлены. Заявителю направлено решение об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе в связи с отсутствием признаков его нарушения по изложенным в заявлении фактам.

Как прокомментировала данный отказ заместитель руководителя Управления Ирина Никуйко: «Разумеется, далеко не каждое заявление о нарушении Закона о рекламе приводит к возбуждению дела. В среднем в 60% случаев дается отказ. Среди причин отказов – отсутствие нарушений рекламного законодательства либо отсутствие полномочий антимонопольного органа, например распространенная информация не относится к категории рекламы. Бывают также случаи, когда заявление передается по подведомственности для дальнейшего рассмотрения в другой территориальный орган ФАС России или в Центральный аппарат ФАС России. Так, например, недавнее заявление по рекламе Tinkoffbank «Молодым платить не по масти…» в соцсетях с применением уголовного жаргона передано в ФАС России в связи с тем, что по данному поводу там только что возбуждено дело о нарушении рекламного законодательства».