Кто ищет, тот всегда найдет. Контекстная реклама услуг по приему анализов признана ненадлежащей

Заявление с жалобой на недобросовестную рекламу поступило в адрес Управления от ООО НПО «ЮгМед». Заявитель посчитал, что контекстная реклама «Ищешь клинику югмед? Зайди в КДЛ / kdl34.ru Сдай анализы в КДЛ не выходя из дома от 90 руб. Выезд бесплатно. Заходи!», размещенная в поисковой системе «Яндекс», содержит призыв вместо клиники ЮгМед обращаться в клинику КДЛ и формирует у потребителя мнение о том, что медицинские услуги, оказываемые компанией КДЛ, лучше и качественнее, при этом не указывается исходя из каких данных сделаны подобные выводы и сравнения.

В ответ на запрос антимонопольного органа ООО «Яндекс» сообщило, что размещение указанного рекламного объявления осуществлялось Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт профессиональных инноваций» в период 26.03.2015 по 07.07.2015, с использованием единственной ключевой (поисковой) фразы - «югмед». При этом стоимость данной рекламы составила 184,9 тыс. руб.

НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций», в свою очередь, пояснило, что целью распространения указанной контекстной рекламы было написание студентом учебного учреждения курсовой работы «По исследованию рынка медицинских услуг в Волгограде современными методами интернет технологий». Для того чтобы практически проверить эффективность изготовленных маркетинговых инструментов из фонда «Старт-ап школы» НОУ ВПО «ИПИ» были выделены средства на оплату рекламной компании «Яндекс.Директ». При написании текста заголовка рекламного объявления: «Ищешь клинику югмед? Зайди в КДЛ», - студентом была допущена ошибка, которая впоследствии была устранена преподавателем.

Такая позиция заказчика рекламы несомненно выглядела надуманной, поэтому Управлением было возбуждено дело о нарушении рекламного законодательства в отношении НОУ ВПО «ИПИ».

Для того, чтобы разобраться в создавшейся ситуации УФАС в ходе дела было решено получить заключение лингвистической экспертизы на предмет наличия/отсутствия  в тексте рекламного объявления «Ищешь клинику югмед? Зайди в КДЛ…» некорректного сравнения. Лингвистическая экспертиза была проведена  Волгоградским социально-педагогическим университетом.

Результаты экспертизы превзошли все ожидания. По мнению профессиональных лингвистов, высказывание «Ищешь ЮгМед? Зайди в КДЛ!» содержит намерение автора предложить потенциальному клиенту – получателю медицинских слуг – альтернативную оферту. Высказывание содержит подтекст «КДЛ» лучше «ЮгМеда». Информация в выражении «Ищешь ЮгМед? Зайди в КДЛ!» является положительной по отношению к КДЛ и, логически,  отрицательной по отношению к ЮгМед, делая таким образом сравнение не корректным. Выражение содержит подразумеваемый, логически выводимый из сопоставления вывод о том, что медицинские услуги, предлагаемые клиникой ЮгМед хуже и /или дороже медицинских услуг КДЛ.

Вчера, приняв во внимание мнение экспертов, Комиссия антимонопольного органа признала рассматриваемую рекламу нарушающей п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального Закона «О рекламе», согласно которому недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. НОУ ВПО «ИПИ» выдано предписание об устранении нарушения.

«Данное дело было довольно прецедентным для Волгоградского УФАС. Во-первых, это первое дело по контекстной рекламе в сети Интернет. Во-вторых, сложность представляло доказательство скрытого сравнения рекламируемой фирмы с фирмой-конкурентом. По сути, данная реклама по своему содержанию является актом недобросовестной, паразитарной конкуренции с использованием имени продвинутого конкурента. Антимонопольный орган данным делом показал, что рекламораспространители, использующие подобные недобросовестные методы рекламирования могут понести ответственность сами, в случае, если будут скрывать имя истинных заказчиков рекламы», - прокомментировала председатель Комиссии по делу, заместитель руководителя Ирина Никуйко.