Аналитический отчет по результатам проведения анализа оценки состояния конкуренции на рынке поставки природного газа населению на территории Волгоградской области

Аналитический отчет

по результатам проведения анализа оценки состояния конкуренции на рынке поставки природного газа населению на территории Волгоградской области

 

  1. Общие положения

 

Основанием для анализа товарного рынка послужило поручение председателя Комиссии по рассмотрению дела № 15-01-10-04/715 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Цель исследования - установление наличия (отсутствия) признаков доминирующего положения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынке поставки природного газа населению на территории Волгоградской области.

Анализ подготовлен в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок № 220).

Анализ проведен на основании информации, имеющейся в материалах дела, а также представленной по запросу Волгоградского УФАС России организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанном рынке, анализа законодательства Российской Федерации и результатов, ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

  1. Временной интервал исследования

 

В соответствии с п. 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды в целях изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка. Временной интервал определен с 01.01.2014 по 31.03.2015 гг.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ договор газоснабжения с гражданином, использующим газ для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном  порядке к присоединенной сети.

В соответствии с п. 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, (далее – Правила), поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Согласно договорам, заключенным между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и покупателями - физическими лицами (гражданами) предметом является подача по газораспределительной сети газа для удовлетворения коммунально-бытовых нужд (для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью). Обязательства поставщика по подаче газа считаются исполненными на границе раздела газораспределительных сетей газораспределительной организации (далее - ГРО) и присоединенных газопроводов Абонента, определенных в соответствии с актом.

Поставка газа - выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности).

Газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").

Ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в понятие "газ" включаются: природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

П. 3 Правил трактует газ, как газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан - являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки.

В соответствии с п. 3 (д) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 22.07.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" газоснабжение - это снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. (http://mingas.ru/2010/07/prirodnyj-gaz-fizicheskie-svojstva/).

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) (англ. Liquefied petroleum gas (LPG)) — смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от −50 до 0 °C. Предназначены для применения в качестве топлива. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, пропилен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен. Производится в основном из попутного нефтяного газа. Транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах. Применяется для приготовления пищи, кипячения воды, отопления, используется в зажигалках, в качестве топлива на автотранспорте. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B6%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D1%8B).

Выбор конкретной технологии газификации практически индивидуален. Он учитывает сложившиеся экономические и географические условия в регионах, наличие сырьевой ресурсной базы, эффективность применения данного вида топлива.

Таким образом, описанные выше два вида газа, не являются между собой взаимозаменяемыми по следующим основаниям.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 деятельность, связанная с подачей по газораспределительной сети газа для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, относится к классификационной группе 35.23 «Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям».

Указанная классификационная группировка включает:

- продажу газа пользователю по газораспределительным сетям;

- деятельность брокеров или агентов газового рынка, которые организуют продажу природного газа по газораспределительным системам, которыми управляют третьи лица;

- товарный и транспортный обмен на газообразные виды топлива.

Указанная классификационная группировка не включает:

- оптовую торговлю газообразным топливом;

- розничную торговлю газом в баллонах;

- прямую продажу топлива

В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, являются переустройством жилого помещения, которые требуют внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В связи с чем перечисленные действия проводятся с соблюдением требования законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование), которые сопровождаются материальными затратами. А именно: оплата проектных работ по переустройству жилого помещения (подготовить проект может лицензированная организация или архитектор, также обладающий лицензией на этот вид деятельности) и работ по технической инвентаризации жилого помещения, приобретение и монтаж нового оборудования.

Кроме того, использование иных источников энергии (для отопления и получения тепловой энергии, горячей воды) для покупателей, проживающих в индивидуальных жилых помещениях, является неприемлемой ввиду высокой стоимости самих приборов, работ по их установке, а также необходимости временных затрат. Так как изначально основанием для выбора источника энергии служит инженерное решение, заложенное в проекте строительства жилого дома (из данных аналитического отчета № 1011 от 14.12.2011г.)

Исходя из определения товара, данного в ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях настоящего анализа в качестве товара (объекта гражданских прав, предназначенного для введения в оборот) определен природный газ.

Согласно п. 2 Правил, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение бесперебойности и безопасности поставки газа;

б) поставка газа по фактической потребности;

в) государственное регулирование розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку;

г) применение энергосберегающих технологий при использовании газа.

Функциональное назначение природного газа – использование в качестве источника энергии.

Цель потребления  - приготовление пищи, горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), отопление жилых помещений и другие бытовые нужды.

Газ обладает рядом особых физических свойств, которые оказывают влияние на характер исполнения обязательств по договорам:

- его невозможно накапливать и хранить;

- процесс производства газа непрерывен и неразрывно связан с его транспортировкой и потреблением;

- газ при подаче потребляется и не может быть возвращен;

- само существование газа проявляется в его потреблении;

- газ обладает свойством производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для жизнедеятельности общества.

Основными условиями реализации товара является наличие газораспределительной сети. Подлежащей реализации газ, должен соответствовать качеству поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов соответствия. Постановлением Госстандарта России от 21.08.2000 N 60 утверждены Правила проведения сертификации газа. Согласно п. 2.2 указанных Правил установлено, что обозначения конкретных нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация, содержатся в Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация.

Качество газа и его технические характеристики определены ГОСТом 5542-87 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения».

Согласно п. 4 (е) Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию.

Органы исполнительной власти субъектов РФ (на территории Волгоградской области это КТР по Волгоградской области) наделены полномочиями регулировать (устанавливать) розничные цены на газ для населения.

Согласно действующему законодательству составляющими конечной цены на природный газ для населения являются:

- оптовая цена на природный газ;

- тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

- плата за снабженческо-сбытовые услуги.

В соответствии с п. 3.8 Порядка при выявлении взаимозаменяемых товаров использовался метод анализа ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен. В результате указанного анализа выявлены процесс образования, формирования цен и динамика изменения цен на услуги, спрос на товары не изменился при изменении цен на услуги. Выбор указанного метода исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.

Таким образом, продуктовыми границами для целей настоящего исследования являются поставка природного газа населению.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии с определением товарного рынка (статья 4 Закона о защите конкуренции) географические границы устанавливаются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, когда приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за их пределами.

В соответствии с п. 4.1. процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Для целей настоящего анализа определение географических границ товарного рынка согласно п. 4.2 Порядка проводилось на основе информации:

- о регионе, в котором действует ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства,

- о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Волгоградская область - субъект Российской Федерации, расположенный  на юге европейской части России, в междуречье Волги и Дона, в нижнем течении этих рек по обе их стороны, а также к северу и югу от Волго-Донского канала.

Площадь Волгоградской области составляет 112,9 тыс. км2. Численность населения Волгоградской области составляет 2569 тыс. человек (городское — 76,1%, сельское 23,9%).

Поставка газа потребителям Волгоградской области в 2014 г., согласно официальным данным, представленным на сайте ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (http://gaz.34regiongaz.ru/) составила 5 488,6 млн. м3.

В том числе по группам потребителей:

- электроэнергетика — 29,8 %;

- население — 23 %;

- предприятия ЖКХ — 15,4 %;

- прочая промышленность — 30 %;

- бюджет — 1,8 %.

По состоянию на 01.02.2015 г. в Волгоградской области природным газом пользуются 2 073 221 человек.

Протяженность газопроводов:

- магистральные газопроводы (с отводами) — 5 543,99 км;

- распределительные газопроводы — 22227,76 км.

Количество населенных пунктов Волгоградской области 1500, из них газифицировано — 882.

ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» входит в одну группу лиц ОАО «Газпром». В структуре ВИНК (группы лиц) ОАО «Газпром» созданы региональные компании по реализации газа, осуществляющие поставки на конкретных территориях РФ. За пределы Волгоградской области ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» поставку газа в 2014 – 2015 гг. не осуществляло.

ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» создано 01.04.2000 г. на базе филиала ООО «Межрегионгаз». В 2004 году на ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» возложены функции по газоснабжению населения Волгоградской области. В сфере деятельности Общества – договорные поставки газа всем категориям потребителей, учет газопотребления и сбор денежных средств. В данной связи было принято решение об организации абонентских отделов и участков Общества для обслуживания населения проживающего в Волгоградской области. При организации абонентских отделов и участков, определения их местонахождения, штатного расписания и распределения функциональных обязанностей Общество руководствовалось географическим расположением и численностью абонентов газифицированных населенных пунктов Волгоградской области в целях быстрого и качественного обслуживания населения Волгоградской области.

Территориальная организация абонентских отделов и участков неразрывно связана необходимостью Общества взаимодействовать с районными Управлениями социальной защитой населения (формирование размера единой льготы (субсидии) гражданам), почтовыми районными отделениями (организована доставка силами почтальонов и курьеров на дом абонентам именных квитанций на оплату за поставленный газ), отделениями ОАО «Сбербанк России» (инкассация). Также необходимостью организации абонентских отделов и участков являлось получение гражданами консультаций, разъяснений по вопросам заключения договора поставки газа (особенно достаточно много вопросов возникает у граждан при первичном пуске газа, установке нового (дополнительного) газового оборудования (в том числе счётчика), перерасчета платы за газ при личном обращении граждан, не выезжая за пределы города или района проживания абонента.

Еще одним немаловажным критерием, послужившим организации абонентских отделов и участков, являлась необходимость проведения проверок абонентов контролерами Общества с целью контроля показаний счётчиков, их пломбировки и иного. Процесс проверки контролерами (добраться до абонента, произвести проверку и вернуться в абонентский участок) должен  проходить в рамках светового рабочего дня. В связи с чем учитывалась удаленность абонентов газифицированных населенных пунктов от абонентских отделов и участков, которая не должна превышать 70 км (из устных пояснений представителей ООО «Газпроммежрегионгаз Волгоград» по поводу организации абонентских отделов и участков в рамках дела № 11-01-10-04/517).

Так в целях газоснабжения населения (заключения, исполнения, изменения и прекращения договоров между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и населением) на территории Волгоградской области организованы 16 абонентских отделов с 33 абонентскими участками в границах:

- г. Волгограда с территорией обслуживания Тракторозаводского района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, ул. Триумфальная, 12), Краснооктябрьского района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, ул. Дзержинского, 38), Центрального района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, пр.им. Маршала Г.К. Жукова, 88), Дзержинского района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, пр.им. Маршала Г.К. Жукова, 88), Ворошиловского района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, ул. Краснослободская, 4), Советского района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, ул. Краснослободская, 4), Кировского района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, ул. Кирова, 112) и Красноармейского района (местонахождение абонентского участка: г. Волгоград, пр. Канатчиков, 10);

- г. Волжского с территорией обслуживания г. Волжского (местонахождение абонентского участка: г. Волжский, пр. Ленина, 52), Ленинского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Ленинск, ул. Комсомольская, 1) и Среднеахтубинского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, 41);

- г. Михайловки с территорией обслуживания г. Михайловки (местонахождение абонентского участка: г. Михайловка, ул. Магистральная, 5), Михайловского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Михайловка, ул. Магистральная, 5) и Кумылженского муниципального района (местонахождение абонентского участка: ст. Кумылженская, 1 Г);

- Еланского муниципального района с территорией обслуживания Еланского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Елань, ул. Матроса Железняка, 111) и Киквидзенского муниципального района (местонахождение абонентского участка: ст. Преображенская, ул. Ленина, 77);

- г. Жирновска с территорией обслуживания г. Жирновска (местонахождение абонентского участка: г. Жирновск, ул. Советская, 18), Жирновского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Линево, ул. Советская, 17; р.п. Красный Яр, ул. Пушкина, 4), Руднянского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Рудня, ул. Октябрьская, 75);

- Иловлинского муниципального района (30 ед., в т.ч. специалисты по учету газа 4 ед.) с территорией обслуживания Иловлинского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Иловля, ул. Красноармейская, 6 А; р.п. Лог, ул. Красная Площадь, 4) и Фроловского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Фролово, ул. Разина, 24);

- г. Калач-на-Дону (22 ед., в т.ч. специалисты по учету газа 2 ед.) с территорией обслуживания Калачевского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г.Калач-на-Дону, пл. Павших борцов, 7), Суровикинского муниципального района  (местонахождение абонентского участка: г. Суровикино, ул. Чапаева, 1 А) и Чернышковского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Чернышковский, ул. Техническая, 18);

- г. Камышина (27 ед., в т.ч. специалисты по учету газа 4 ед.) с территорией обслуживания г. Камышина (местонахождение абонентского участка: г. Камышин, ул. Октябрьская, 17), и Камышинского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Петров Вал, пр. Пионеров, 11);

- г. Котово с территорией обслуживания Котовского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Котово, ул. 60 лет ВЛКСМ, 12 А), Даниловского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Даниловка, ул. Мордовцева, 40 А) и Ольховского муниципального района (местонахождение абонентского участка: с. Ольховка, ул. Восточная, 6 А);

- Николаевского муниципального района с территорией обслуживания Николаевского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Николаевск, ул. 13-я Гвардейская, 52) и Быковского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Быково, ул. Куйбышева, 24);

- Новоаннинского муниципального района с территорией обслуживания Новоаннинского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Новоаннинский, ул. Подтелкова, 65 Б) и Алексеевского муниципального района (ст. Алексеевская, ул. Красногвардейская, 69);

- Городищенского муниципального района с территорией обслуживания Городищенского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Городище, ул. Чуйкова, 7) и Дубовского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Дубовка, ул. Ленина, 27);

- г. Палласовки (19 ед., в т.ч. специалисты по учету газа 3 ед.) с территорией обслуживания Палласовского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Палласовка, ул. Ушакова, 21) и Старополтавского муниципального района (местонахождение абонентского участка: с. Старая Полтавка, ул. Октябрьская, 56);

- г. Серафимовича с территорией обслуживания Серафимовического муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Серафимович, ул. Миротворцева, 7) и Клетского муниципального района (местонахождение абонентского участка: ст. Клетская, ул. Луначарского, 62 А);

- г. Урюпинска с территорией обслуживания г.Урюпинска (местонахождение абонентского участка: г. Урюпинск, ул. Островская, 22 А), Урюпинского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Урюпинск, ул. Островская, 22 А), Новониколаевского муниципального района (местонахождение абонентского участка: ст. Нехаевская, ул. Ленина, 46) и Нехаевского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Новониколаевский, ул. Поселок ГЭС, 6);

- Светлоярского муниципального района с территорией обслуживания Светлоярского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Светлый Яр, МКР-1, 9), Октябрьского муниципального района (местонахождение абонентского участка: г. Котельниково, ул. Баранова, 6) и Котельниковского муниципального района (местонахождение абонентского участка: р.п. Октябрьский, ул. Производственная, 30).

Поскольку специфика исследуемого рынка такова, что имеет место товар, подаваемый по сетям, где рынок ограничен подачей газа только по газораспределительной сети, а газоиспользующее оборудование потребителя присоединяется к действующему на определенной территории газопроводу, то у потребителя отсутствует возможность выбора иного способа получения газа.

Учитывая специфику исследуемого рынка (поставка товара через присоединенную сеть), а также факт присутствия на рынке одного продавца товара свидетельствуют о том, что в исследуемом периоде у потребителей, проживающих во всех газифицированных городах и муниципальных районах Волгоградской области, отсутствовала возможность выбора другого продавца.

Таким образом, на географические границы рассматриваемого рынка влияют следующие условия обращения товара:

- возможность у потребителей получения природного газа только по газораспределительной сети;

- поставка природного газа потребителям исключает возможность использования альтернативных видов транспортировки ввиду невозможности обеспечения сохранения потребительских свойств товара при транспортировке его не по газораспределительным сетям.

В соответствии с п. 4.5. определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах). Выбор указанного метода исследования производился, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.

В связи с тем, что организация абонентских отделов и участков напрямую связана с необходимостью обслуживания населения на всей территории Волгоградской области, а также эффективной работы Общества путем расположения абонентских отделов и участков в зависимости от местоположения потребителей газа, то в границах Волгоградской области выявлено множество локальных рынков по поставке газа населению.

Таким образом, географические границы установлены в границах действия абонентских отделов на территории Волгоградской области, а именно:

1.  г. Волгограда;

2. г.Волжского, Ленинского муниципального района и Среднеахтубинского муниципального района;

3. г.Михайловки, Михайловского муниципального района и Кумылженского муниципального района;

4. Еланского муниципального района и Киквидзенского муниципального района;

5. г.Жирновска, Жирновского муниципального района и Руднянского муниципального района;

6. Иловлинского муниципального района, г.Фролово и Фроловского муниципального района;

7. Калачевского муниципального района, Суровикинского муниципального района и Чернышковского муниципального района;

8. г.Камышина и Камышинского муниципального района;

9. Котовского муниципального района, Даниловского муниципального района и Ольховского муниципального района;

10. Николаевского муниципального района и Быковского муниципального района;

11. Новоаннинского муниципального района и Алексеевского муниципального района;

12. Городищенского муниципального района и Дубовского муниципального района;

13. Палласовского муниципального района и Старополтавского муниципального района;

14. Серафимовического муниципального района и Клетского муниципального района;

15. г.Урюпинск, Урюпинского муниципального района, Новониколаевского муниципального района и Нехаевского муниципального района;

16. Светлоярского муниципального района, Октябрьского муниципального района и Котельниковского муниципального района.

 

V. Определение состава продавцов и покупателей

 

ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ул. Ковровская, д. 13, г. Волгоград, Российская Федерация, 400001, тел/факс: (8442) 96-91-69, 96-06-96) с 2003 года является единственным поставщиком газа в городе Волгограде и Волгоградской области (http://www.34regiongaz.ru/dopolnitelnyie-uslugi/).

КТР Волгоградской области розничные цены на газ для населения Волгоградской области установлены в условиях реализации газа населению через сбытовые службы ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград». За исследуемый период не выявлено организаций, имеющих соглашений с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на распределение платы за снабженческо-сбытовые услуги в случаях реализации газа населению Волгоградской области, так же как не выявлено и самих организаций, реализующих природный газ населению.

Таким образом, в определенных географических границах единственным хозяйствующим субъектом являлось ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Покупателями газа являются население, приобретающие газ по регулируемым ценам у ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет общего объема товарной массы в обороте рассматриваемых рынков (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынках осуществлялся на основании показателя объема продаж (поставка).

В связи с тем, что единственной организацией, осуществляющей поставки газа населению, является ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», то объемы товарных рынков совпадают с объемами продаж ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград». Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» поставляет 100% газа населению в определенных географических границах.

Исходя из изложенного выше доли ОАО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынках поставки природного газа населению во всех установленных географических границах  составляют 100%.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Коэффициенты рыночной концентрации на рынках поставки газа населению во всех определенных географических границах: 2000 ≤ HHI ≤ 10 000.

Следовательно, рассматриваемые рынки является высококонцентрированными.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В соответствии с п. 8.1. процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены историей его развития. Основной участник рынка природного газа - открытое акционерное общество «Газпром» владеет как единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми и газораспределительными организациями. ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» - 50,002%. Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. «Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа. В настоящее время хозяйство «Газпрома» — это крупный производственный комплекс, включающий десятки тысяч километров распределительных газопроводов, всю необходимую инфраструктуру. Через ЕСГ и газопроводы-отводы природным газом обеспечиваются 645 городов, более 13 тыс. поселков и сельских населенных пунктов, 10 тыс. коммунально-бытовых и 1150 промышленных предприятий, две с половиной тысячи котельных (http://www.gazprom.ru).

Присутствие на рынках газа от геологоразведки (начальная стадия производства) до реализации газа конечным потребителям (конечная) вертикально интегрированного хозяйствующего субъекта создает препятствия (барьеры) для входа на исследуемый рынок потенциальных участников.

В сфере деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» — договорные поставки газа всем категориям потребителей, учет газопотребления и сбор денежных средств. Также компания является одним из кураторов социальных проектов Группы компаний «Газпром» на территории Волгоградской области: представляет инвестора — ООО «Газпром межрегионгаз» — на местах строительства объектов газификации, осуществляя контроль над ведущимися работами по реализуемыми программами.

По определению поставщиком газа (газоснабжающей организацией) может является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

 В структуре ВИНК (группы лиц) ОАО «Газпром» созданы региональные компании по реализации газа, осуществляющие поставки на конкретных территориях РФ.

Таким образом, среди барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок выявлены следующие.

а) экономические ограничения

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

б) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

- создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Отмеченные барьеры входа являются труднопреодолимыми, связанные с присутствием хозяйствующего субъекта входящего в ВИНК, которая является участником на смежных рынках.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Доля ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынках поставки природного газа населению во всех определенных географических границах за период с 01.01.2014 г. по 31.03.2015 г. составила 100%.

Рассматриваемые товарные рынки являются высококонцентрированными рынками с неразвитой конкуренцией.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» имеет признаки доминирующего положения на рынках поставки природного газа населению в период с 01.01.2014 г. по 31.03.2015 в границах:

1. г. Волгограда;

2. г. Волжского, Ленинского муниципального района и Среднеахтубинского муниципального района;

3. г. Михайловка, Михайловского муниципального района и Кумылженского муниципального района;

4. Еланского муниципального района, Киквидзенского муниципального района;

5. г. Жирновска, Жирновского муниципального района и Руднянского муниципального района;

6. Иловлинского муниципального района, г. Фролово и Фроловского муниципального района;

7. Калачевского муниципального района, Суровикинского муниципального района и Чернышковского муниципального района;

8. г. Камышина и Камышинского муниципального района;

9. Котовского муниципального района, Даниловского муниципального района и Ольховского муниципального района;

10. Николаевского муниципального района и Быковского муниципального района;

11. Новоаннинского муниципального района и Алексеевского муниципального района;

12. Городищенского муниципального района и Дубовского муниципального района;

13. Палласовского муниципального района и Старополтавского муниципального района;

14. Серафимовического муниципального района и Клетского муниципального района;

15. г. Урюпинск, Урюпинского муниципального района, Новониколаевского муниципального района и Нехаевского муниципального района;

16. Светлоярского муниципального района, Октябрьского муниципального района и Котельниковского муниципального района.

 

Источники исходной информации

 

  1. Сведения, представленные ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (вх. № 7108 от 25.09.2015);
  2. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ»;
  4. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан");
  5. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 22.07.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов");
  6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации";
  7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам»;
  8. Постановление Госстандарта РФ от 21.08.2000 № 60 (ред. от 11.03.2002) "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации газа" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.12.2000 № 2481);
  9. ГОСТ 5542-87 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения»;
  10.  Данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на товарном рынке: аналитический отчет № 1012 от 31.12.2010г., аналитический отчет № 1011 от 14.12.2011 г.
  11.  Сведения, представленные на сайтах:

http://mingas.ru/2010/07/prirodnyj-gaz-fizicheskie-svojstva/;

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B6%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0% BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D1%8B

http://gaz.34regiongaz.ru/http://www.34regiongaz.ru/dopolnitelnyie-uslugi/.