• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Выписка из аналитического отчёта по результатам проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Волгоградской области

I. Общие положения.

Цель проведения анализа – установление признаков доминирующего положения энергосбытовых компаний, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области и актуализация Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов.

Основания проведения анализа – Приказ ФАС России от 18.12.2014 г. №790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы».

Источники информации и методическая база для анализа:

- Федеральный Закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок);

- Методические рекомендации по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), разработанные ФАС России (письмо ФАС России от 01.12.2014 №АГ/48949/14) (далее – Методические рекомендации);

- "ГОСТ Р 54130-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Качество электрической энергии. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 840-ст);

- "ГОСТ Р 54149-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 904-ст);

- Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике";

- Приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке";

- Приказ ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей"

- Постановление Правительства РФ N 614 от 22.07.2013 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;

- Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям";

- Федеральный закон  «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ.

- сведения, полученные от сведения, полученные от физических и юридических лиц:

- письмо ОАО «Мосэнергосбыт» от 19.02.2015 №1171;

- письмо ОАО «РусГидро» от 17.02.2015 №1083;

- письмо филиала ОАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» от 13.02.2015 №939;

- письмо ОАО «Волгоградэнергосбыт» от 02.02.2015 №635;

- письмо ООО «Русэнергосбыт» от 13.02.2015 №931;

- письмо ОАО «Оптовая электрическая компания» от 04.02.2015 №691;

- письмо ОАО «Межрегионэнергосбыт» от 13.02.2015 №1006;

- письмо ОАО «Оборонэнергосбыт» от 10.02.2015 №830;

- письмо ОАО «Сибурэнергоменеджмент» от 06.02.2015 №762;

- письмо ООО «Русэнергоресурс» 10.02.2015 №865;

- письмо ООО «Генерирующая Сбытовая Компания» от 18.02.2015 №1145;

- письмо ООО «ЕвроХим-Энерго» исх. от 13.02.2015 №15-32;

- письмо ООО «Энергосбытовая компания «ЭСКО» от 24.02.2015 №э534;

- письмо ООО «Нижневолжская энергетическая сбытовая компания» от 19.02.2015 №э513;

- письмо ООО «МСК Энерго» от 17.02.2015 №э475;

- письмо ООО «Мечел-Энерго» от 13.02.2015 №1007;

- письмо ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосервис» исх. от 05.02.2015 №БМ-392;

- письмо ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» от 03.02.2015 №658;

- письмо Филиал ОАО «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ-3» от 03.02.2015 №650;

- письмо ООО «Гарант Энерго» исх. от 16.02.2015 №35/02;

- письмо ООО «МагнитЭнерго» от 06.02.2015 №776;

- письмо ООО «Региональная энергосбытовая компания» от 17.02.2015 №1093;

- письмо ОАО «Михайловская ТЭЦ» от 09.02.2015 №788;

- письмо ФБУ «Администрация «Волго-Дон» от 02.02.2015 №612;

- письмо ОАО «Химпром» от 19.02.2015 №1154;

- письмо ООО «Волгоградоблэлектросбыт» от 03.02.2015 №677;

- письмо ООО «Энергосбытовая компания «Центрэнерго» исх. от 04.02.2015 №48/15-/ЦЭ;

- письмо ООО «Нижневолжскэнерготрейд» исх. от 16.02.2015 №19;

- письмо ООО «Горэнергосбыт» от 16.02.2015 №1018;

- письмо ООО «ВолгаПромЭнергосбыт» от 16.02.2015 №1016;

- письмо ООО «Энергоэффективность»  от 18.02.2015 №1149;

- письмо ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» от 04.02.2015 №686;

- письмо НК «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» от 03.02.2015 №656;

- сведения, полученные от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования - Комитета тарифного регулирования Волгоградской области письмо от 02.02.2015 №584.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от:

-  цели исследования;

-  особенностей товарного рынка;

-  доступности информации.

Согласно п.2.2 Порядка проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) определен период с 01.01.2014 по 31.12.2014 год.

 

III. Продуктовые границы рынка.

Согласно п. 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара  (пункт 3.4  Порядка)

Предметом договоров, заключаемых в отношении исследуемого товара, является электрическая энергия (мощность).

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

Договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков[1] является публичным (п.2 ст. 39 ФЗ «Об электроэнергетике»). Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается - договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно п.27 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

- договор энергоснабжения;

- договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Предметом типового договора купли-продажи (поставки) электрической энергии является продажа энергосбытовой организацией электрической энергии с поставкой ее в точки поставки потребителя[2].

Продавец обязуется осуществлять продажу электроэнергии в точках поставки и оказывать через привлеченных третьих лиц услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей (договор энергоснабжения).

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

В договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемом с гарантирующим поставщиком, не регулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя.

В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, розничный рынок электрической энергии (мощности) относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», группе 40.13 «Распределение электроэнергии и торговля электроэнергией», подгруппе 40.13.2 «Торговля электроэнергией».

Электрическая энергия - термин, под которым подразумевается энергия, заключенная в электрическом поле.

Электрическая мощность - физическая величина, характеризующая скорость передачи или преобразования электрической энергии.[3]

Ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике» определены два типа рынков электроэнергетики – оптовый и розничный.  Отличием этих двух рынков служит сфера обращения электрической энергии с участием различных субъектов рынка.

Участниками оптового рынка являются хозяйствующие субъекты -  крупные производители и крупные покупатели электрической энергии,  получившие статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка. Участниками розничного рынка являются потребители электрической энергии -  лица,  приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или)  производственных нужд, и для перепродажи.

В соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007, принятым и введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, установлен раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2).

 

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя

Функциональное назначение электрической энергии – использование ее в качестве источника энергии как в целях личного потребления (физические лица - граждане), так и профессионального использования (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходит практически одновременно с выработкой. Ее невозможно складировать (накапливать) на складах производителя, потребителя или в пути. Электроэнергия является в высшей степени стандартизированным продуктом, поставляемым множеством производителей в «общий котел» и мгновенно потребляемым оттуда же множеством потребителей.

Электроэнергия, получаемая потребителем из энергосистемы, является товаром первой необходимости. По этой причине потребители обычно крайне чувствительны к перерывам в электроснабжении, а энергосистема должна обладать необходимым запасом надежности.

Принудительные отключения части потребителей в условиях дефицита электроэнергии или аварии, ведут к снижению потребления, но не спроса. Спрос на рынке электроэнергии не всегда равен потреблению. Производители вырабатывают и поставляют в общую сеть электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или заданием диспетчера), а все потребители суммарно потребляют электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или прогнозом диспетчера). Но на практике в силу самого разного рода обстоятельств, как производители, так и потребители допускают отклонения от своих обязательств. Это влечет за собой дисбаланс между поставкой и потреблением.

ГОСТ Р 54149-2010 устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжений систем электроснабжения общего назначения.

Согласно п.27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 , расчет тарифов (цен) на розничном рынке электрической энергии осуществляется для отдельных групп потребителей.

Выделяются следующие тарифные группы потребителей:

1 группа. Базовые потребители - потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации. К базовым потребителям относятся потребители, удовлетворяющие следующим критериям, потребители с максимальным значением заявленной покупаемой мощности, равным или более 20 МВт в месяц, и годовым числом часов использования заявленной покупаемой мощности, равным или более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУЭ)

2 группа. Население - относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Перечень категории потребителей приравненных к населению введен Приказом ФСТ РФ от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)"  который действовал до 04.11.2013, далее вопрос урегулирован Постановлением Правительства РФ N 614 от 22.07.2013.

3 группа. Прочие потребители - относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. Так же отдельной строкой прописываются потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Для данной группы тарифы дифференцируются по уровням напряжения:

- высокое (110 кВ и выше);

- среднее первое (35 кВ);

- среднее второе (20-1 кВ);

- низкое (0,4 кВ и ниже).

4 группа. Организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.

Тарифы для указанных потребителей определяются едиными на всех уровнях напряжений, не дифференцируются по числу часов использования заявленной мощности.

 

Реализация электрической энергии (мощности) на розничных рынках согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. №442, осуществляется на основании договора энергоснабжения и договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Основным условием потребления исследуемого товара является наличие присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации, которое произведено в установленном порядке. При этом  техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя должно быть удостоверено федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Кроме того, на покупателе лежит обязанность по организации и обеспечению надлежащего учёта электрической энергии, предусмотренного нормативно-технической документацией[4].

Энергосбытовая организация может отказать потребителю в поставке электрической энергии, если им не обеспечены указанные условия потребления.

Цена за поставку электрической энергии гарантирующим поставщиком называется сбытовой надбавкой. Установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Волгоградской области соответствующим органом исполнительной власти по государственному регулированию цен (тарифов) является Комитет тарифного регулирования Волгоградской области. КРТ Волгоградской области опубликовало постановление от 19.12.2013 N 62/3 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на 2014 год» и др. (Приложение 2).

Согласно п. 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось  путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Электроэнергия (код 01 1000 5 по Общероссийскому классификатору продукции ОК-005-93) составляет самостоятельную группу, товары потенциально способные заменить электроэнергию в данной группе классификатора отсутствуют.

На основании вышеизложенного продуктовые границы рынка определены как электрическая энергия (мощность) на розничном рынке.

 

IV. Географические границы товарного рынка.

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Для целей настоящего анализа определение географических границ  товарного рынка согласно п.4.2 Порядка проводилось на основе информации:

  • о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект;
  • о ценообразовании на рынке рассмотренного товара
  • о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы)

Согласно Методическим рекомендациям географические границы розничного рынка электрической энергии должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика. В случае, если на территории субъекта РФ осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Рассматриваемый регион – Волгоградская область.

На территории Волгоградской области в соответствии с установленными УРТ Администрации Волгоградской области границами зон деятельности гарантирующих поставщиков (Постановление УРТ Администрации Волгоградской области от 12.10.2006 №15/2) границы деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Волгоградэнергосбыт" определены как административные границы Волгоградской области, за исключением зон, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков: ООО «Русэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт».

На розничных рынках осуществляется государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков. Регулируемые сбытовые надбавки включаются в цену на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям электрической энергии. В регулируемые сбытовые надбавки включаются расходы гарантирующих поставщиков, связанные с обязательным участием в системе гарантий на оптовом рынке.

Государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Цены на электрическую энергию (мощность), продаваемую гарантирующим поставщиком, определяются исходя из цен на приобретаемые гарантирующим поставщиком электрическую энергию и мощность, в том числе регулируемых и рыночных цен, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на товары (услуги), производство (оказание) которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.

Цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказами ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", от 31 декабря 2010 г. № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)", Положением о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, Комитет тарифного регулирования Волгоградской области издало постановления регулирующие цены на исследуемый товар (Приложение 1-2).

Согласно Гражданскому кодексу по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям, энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с п. 4.5. Порядка определение географических границ товарного рынка осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

На исследуемы период (2014 год) на территории Волгоградской области Постановлением УРТ от 12.10.2006 №15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области» определены следующие географические границы зон деятельности гарантирующих поставщиков:

1) ОАО "Волгоградэнергосбыт" - Административные границы Волгоградской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Оборонэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт".

2) ООО "Русэнергосбыт" - Границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "РЖД" (Приволжская дирекция по энергообеспечению структурное подразделение Трансэнерго филиала ОАО "РЖД"), электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ОАО "РЖД" (Приволжская дирекция по энергообеспечению структурное подразделение Трансэнерго филиала ОАО "РЖД"), и электрических сетей субабонентов ОАО "РЖД" (Приволжская дирекция по энергообеспечению структурное подразделение Трансэнерго филиала ОАО "РЖД"). Границы балансовой принадлежности электрических сетей Бубновской ЛПУМГ ООО "Волгогратрансгаз", электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям Бубновского ЛПУМГ ООО "Волгоградтрансгаз", и электрических сетей субабонентов Бубновской ЛПУМГ ООО "Волгоградтрансгаз". Границы балансовой принадлежности электрических сетей ООО "ЭнергоСоюз", электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ООО "ЭнергоСоюз", и электрических сетей субабонентов ООО "ЭнергоСоюз".

3) ОАО "Оборонэнергосбыт" - Границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Границы балансовой принадлежности электрических сетей потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".

Согласно представленным сведениям товар не реализовывался гарантирующими поставщиками конечным потребителям за пределами зон их деятельности как гарантирующих поставщиков за исключением ООО «Русэнергосбыт», которое реализовало в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Волгоградэнергосбыт» электрическую энергию в размере 131 055,110 тыс.кВт.ч. (1,55 % от объема рынка). В связи с чем, на территории товарных рынков, а также за их пределы ввозится и вывозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы.

Учитывая вышесказанное, географические границы определены как:

1) Административные границы Волгоградской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Оборонэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт".

2) Границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "РЖД" (Приволжская дирекция по энергообеспечению структурное подразделение Трансэнерго филиала ОАО "РЖД"), электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ОАО "РЖД" (Приволжская дирекция по энергообеспечению структурное подразделение Трансэнерго филиала ОАО "РЖД"), и электрических сетей субабонентов ОАО "РЖД" (Приволжская дирекция по энергообеспечению структурное подразделение Трансэнерго филиала ОАО "РЖД"). Границы балансовой принадлежности электрических сетей Бубновской ЛПУМГ ООО "Волгогратрансгаз", электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям Бубновского ЛПУМГ ООО "Волгоградтрансгаз", и электрических сетей субабонентов Бубновской ЛПУМГ ООО "Волгоградтрансгаз". Границы балансовой принадлежности электрических сетей ООО "ЭнергоСоюз", электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ООО "ЭнергоСоюз", и электрических сетей субабонентов ООО "ЭнергоСоюз".

3) Границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Границы балансовой принадлежности электрических сетей потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".

 

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, образуют хозяйствующие субъекты, продающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала.

За исследуемый период на розничном рынке электроэнергии (мощности) в географических границах деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Волгоградэнергосбыт" торговлю электрической энергией осуществляло 22 хозяйствующих субъекта.

За исследуемый период на розничном рынке электроэнергии (мощности) в географических границах деятельности гарантирующего поставщика ООО «Русэнергосбыт» торговлю электрической энергией осуществляли 2 хозяйствующих субъекта.

За исследуемый период на розничном рынке электроэнергии (мощности) в географических границах деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» торговлю электрической энергией осуществлял 1 хозяйствующий субъект.

 

VI. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов.

Расчет общего объёма товарной массы и долей ХС в обороте за 2014 год в продуктовых и географических границах произведен на основании объёмов поставок электроэнергии хозяйствующих субъектов, функционирующих на данном рынке.

Сведения о хозяйствующих субъектах, доля которых на рынке превысила 35%, отражены в выводах к аналитическому отчету.

 

VII. Определение уровня рыночной концентрации.

Расчёт коэффициента рыночной концентрации товарного рынка в границах гарантирующего поставщика ОАО «Волгоградэнергосбыт».

CR3 =  82,58

1. Коэффициент рыночной концентрации и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана в границах ГП ОАО «Волгоградэнергосбыт» находится в пределах:

70%≤CR-3≤100%    70%≤ 82,58 ≤100%   

2000≤HHI≤10000    2000≤ 4396,59 ≤10000

В соответствии со значениями показателей уровень концентрации рынка электрической энергии (мощности) в границах ГП ОАО «Волгоградэнергосбыт» высокий.

2. Коэффициент рыночной концентрации и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана в границах ГП ООО «Русэнергосбыт» находится в пределах:

70%≤CR-3≤100%    70%≤ 100 ≤100%   

2000≤HHI≤10000    2000≤ 9990,005 ≤10000

В соответствии со значениями показателей уровень концентрации рынка электрической энергии (мощности) в границах ГП ООО «Русэнергосбыт» высокий.

3. Коэффициент рыночной концентрации и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана в границах ГП ОАО «Оборонэнергосбыт» находится в пределах:

70%≤CR-3≤100%    70%≤ 100 ≤100%   

2000≤HHI≤10000    2000≤ 10000 ≤10000

В соответствии со значениями показателей уровень концентрации рынка электрической энергии (мощности) в границах ГП ОАО «Оборонэнергосбыт» высокий.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Согласно п. 8.2 Порядка к барьерам входа исследуемого рынка относятся:

1) экономические барьеры:

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;

- наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;

2) административные барьеры:

- препятствие действующих на рынке субъектов, получению права на участие в торговле электрической энергии на ОРЭМ в виде уклонение от согласования перечней средств измерений;

- недобросовестное поведение участников отношений, имеющее значение для входа на ОРЭМ (например, несоблюдение сроков административных процедур Открытым акционерным обществом "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", что приводит к неполучению участника рынка права торговли на ОРЭМ);

- необходимость для покупки электрической энергии (мощности) на ОРЭМ иметь по совокупности заключенных с потребителями на розничном рынке договоров присоединенную мощность не менее 20 МВА, при условии, что в каждой ГТП она равна или превышает 759 кВА;

3) технологические барьеры:

- отсутствие у энергосбытовых организаций автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, которая необходима для входа на оптовый рынок электроэнергии, что дает значительное преимущество энергосбытовой компании при работе на розничном рынке.

Согласно п. 8.4 Порядка, преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.

По мнению хозяйствующих субъектов для входа на розничный рынок электрической энергии (мощности):

- без участия на ОРЭМ требуется от 10 дней до двух месяцев и минимум денежных средств (заработная плата, командировочные и представительские расходы). Однако в данном случае Продавец приобретает электрическую энергию (мощность) у владельцев группы точек поставки на оптовом рынке, в зоне деятельности которого  находится обслуживаемый потребитель. В результате стоимость поставляемой энергии для потребителя увеличивается на величину наценки Продавца, что для потребителя экономически не выгодно.

- с участием на ОРЭМ требуется 1 млн.руб. вступительный взнос в некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», а также расходы на создание автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии от 0,1 до 0,65 млн.руб. за точку.

Затраты входа на рынок по мнению хозяйствующих субъектов окупаются в зависимости от величины первоначальных затрат и условий реализации электрической энергии (мощности) за период от нескольких месяцев до нескольких лет.

Барьеры входа на рынок для хозяйствующего субъекта не участвующего на ОРЭМ труднопреодолимы, в связи с тем, что его цены будут выше, чем у конкурентов имеющих доступ на ОРЭМ.

Барьеры входа на розничный рынок электрической энергии (мощности) Волгоградской области для хозяйствующего субъекта участника ОРЭМ преодолимы.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

ОАО «Волгоградэнергосбыт» наделён статусом гарантирующего поставщика в административных границах Волгоградской области, за исключением зон, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков, действующих на территории Волгоградской области. В границах его деятельности произошло увеличение числа продавцов на рынке с 16 в 2013г. до 22 хозяйствующих субъектов в 2014г. Однако коэффициент рыночной концентрации уменьшился незначительно с 85,33 в 2013г. до 82,58 в 2014г.

На основании результатов, полученных при расчете количественных показателей концентрации рынка и в соответствии с п.7.2 Порядка определяется высокий уровень концентрации розничного рынка электрической энергии (мощности) в границах зоны деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт».

Остальные 2 розничных рынка электрической энергии (мощности) в границах зон действия гарантирующих поставщиков (ООО «Русэнергосбыт», ОАО «Оборонэнергосбыт») относятся к высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией.

ОАО «Волгоградэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт», ОАО «Оборонэнергосбыт» состоят в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

За 2014 г. Волгоградское УФАС России не обращалось в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

 

 

ВЫВОДЫ:

 

  1. Доля ОАО «Волгоградэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии (мощности) в административных границах Волгоградской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Оборонэнергосбыт" и ООО "Русэнергосбыт" за 2014 год составила более 50%. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ О защите конкуренции в положении ОАО «Волгоградэнергосбыт» имеются признаки доминирующего положения.
  2. Доля ООО «Русэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии (мощности) в границах зоны его деятельности как гарантирующего поставщика за исследуемый период составила более 50%. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ О защите конкуренции в положении ООО «Русэнергосбыт» имеются признаки доминирующего положения.
  3. Доля ОАО «Оборонэнергосбыт» в границах зоны его деятельности как гарантирующего поставщика составила более 50%. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ О защите конкуренции в положении ОАО «Оборонэнергосбыт» имеются признаки доминирующего положения.

 

 

Приложение 1

ТАРИФЫ

на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Волгоградской области, действующие с 01.01.2014 по 31.12.2014

(Постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2013 N 62/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области")

N п/п

Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток)

Единица измерения

1 полугодие

2 полугодие

Цена (тариф)

Цена (тариф)

1

2

3

4

5

1

Население (с учетом НДС)

1.1

Население, за исключением указанного в пунктах 2 и 3

1.1.1

Одноставочный тариф

руб./кВт.ч

3,08

3,21

1.1.2

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток <1>

Дневная зона (пиковая и полупиковая)

руб./кВт.ч

3,42

3,55

Ночная зона

руб./кВт.ч

2,39

2,54

1.1.3

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток <1>

Пиковая зона

руб./кВт.ч

4,16

4,27

Полупиковая зона

руб./кВт.ч

3,08

3,21

Ночная зона

руб./кВт.ч

2,39

2,54

2

Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками <2> (с учетом НДС)

2.1

Одноставочный тариф

руб./кВт.ч

2,16

2,25

2.2

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток <1>

Дневная зона (пиковая и полупиковая)

руб./кВт.ч

2,39

2,49

Ночная зона

руб./кВт.ч

1,67

1,78

2.3

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток <1>

Пиковая зона

руб./кВт.ч

2,91

2,99

Полупиковая зона

руб./кВт.ч

2,16

2,25

Ночная зона

руб./кВт.ч

1,67

1,78

3

Население, проживающее в сельских населенных пунктах <2> (с учетом НДС)

3.1

Одноставочный тариф

руб./кВт.ч

2,16

2,25

3.2

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток <1>

Дневная зона (пиковая и полупиковая)

руб./кВт.ч

2,39

2,49

Ночная зона

руб./кВт.ч

1,67

1,78

3.3

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток <1>

Пиковая зона

руб./кВт.ч

2,91

2,99

Полупиковая зона

руб./кВт.ч

2,16

2,25

Ночная зона

руб./кВт.ч

1,67

1,78

4

Потребители, приравненные к населению <3> (с учетом НДС)

4.1

Одноставочный тариф

руб./кВт.ч

3,08

3,21

4.2

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток <1>

Дневная зона (пиковая и полупиковая)

руб./кВт.ч

3,42

3,55

Ночная зона

руб./кВт.ч

2,39

2,54

4.3

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток <1>

Пиковая зона

руб./кВт.ч

4,16

4,27

Полупиковая зона

руб./кВт.ч

3,08

3,21

Ночная зона

руб./кВт.ч

2,39

2,54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

СБЫТОВЫЕ НАДБАВКИ ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (Постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской обл. от 19.12.2013 N 62/3 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на 2014 год")

 

N п/п

Наименование гарантирующего поставщика в субъекте Российской Федерации

Сбытовая надбавка

Тарифная группа потребителей "население" и приравненные к ней категории потребителей

руб./кВт.ч

1 полугодие

2 полугодие

1

2

3

4

1

ОАО "Волгоградэнергосбыт"

0,12108

0,24216

2

ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ"

0,08454

0,05977

3

ОАО "Оборонэнергосбыт"

0,14230

0,07786

 

N п/п

Наименование гарантирующего поставщика в субъекте Российской Федерации

Сбытовая надбавка

Тарифная группа потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии"

руб./кВт.ч

1 полугодие

2 полугодие

1

2

3

4

1

ОАО "Волгоградэнергосбыт"

0,33921

0,35702

2

ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ"

0,27161

0,09076

3

ОАО "Оборонэнергосбыт"

0,05564

0,32231

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

[2] Точка поставки электрической энергии (мощности)- точка, расположенная на границе балансовой принадлежности сетей покупателя и сетевой организации, определяется в соответствии с актом раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, является местом исполнения обязательств поставки.

[3] "ГОСТ Р 54130-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Качество электрической энергии. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 840-ст)

 

[4] Нормативно-техническая документация (НТД)- Правила устройства электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правила учёта электрической энергии, ГОСТ 8.259-77 и другие действующие нормативные документы.